Здоровье в системе мотивационно-ценностных ориентаций личности и профессиональной среды

Стремление человека к удовлетворению своих потребностей – главная движущая сила общественного прогресса. Потребности же тесно связаны с ценностями; причем, чем меньше поднимаются они по вертикальной линии, тем в меньшей мере зависят от ценностей, тем менее продолжительна перспектива. Понятие «ценность» дает ответ не только на вопросы: Что движет человеком в жизнедеятельности и ради чего совершается деятельность? Как реализуется деятельность?

Теория ценностей – аксиология, которая сложилась как философское учение о природе ценностей, их динамике и месте в реальной жизни человека, что обусловлено историческими, социальными и культурными факторами.

Ценность человеческой жизни является абсолютной ценностью, т. к. жизнь – это единственное условие и критерий для существования любой другой ценности. Ценность жизни детерминирована обществом, т. е. человеком. А его жизнь сама по себе ничего не представляет, поскольку она значима лишь как общественная единица, которая вносит определенный вклад в сумму общественного блага. Ценность жизни заключается в жизни для общества, а не для себя, т. е. степень ценности жизни определяется степенью соответствия жизнедеятельности индивида интересам развития общества.

Интересно
При определении ценности жизни существуют два аспекта: социальный и индивидуальный. Социальный предполагает определение значимости жизни индивида, в то время как индивидуальный аспект означает смысл жизни отдельного человека.

В силу социальной неоднородности общества наблюдается определенная неоднозначность решения вопроса оценки жизни как объекта ценности. В индивидуальном аспекте такой неоднозначности не существует.

Убеждения каждого человека заключаются в том, что именно его жизнь имеет непреходящую ценность для индивида, выступает как абсолютная возможность реализации многообразных потребностей, являясь высшей ценностью в системе остальных ценностей. А поскольку человеческая жизнь является высшей ценностью общества, то совокупность свойств, качеств, состояний человека есть ценность не только самого человека, но и общества. Именно это превращает здоровье каждого индивида в общественное богатство, так как поведение человека должно быть ориентировано на будущее, а по отношению к здоровью, к его будущему состоянию необходима постоянная коррекция действий человека, обусловливающая достижения полученного эффекта.

Кроме того, определённый интерес в понимании здоровья как ценности представляют сложившиеся в социологии здоровья подходы, так называемых, функционалистов и конфликтологов. Например, функционалисты отмечают, что здоровье важно для сохранения человечества и организованной социальной жизни. Для спокойного и эффективного существования общества необходимо достаточное число продуктивных членов, способных выполнять важные задачи.

Если большинство людей окажется больными или нетрудоспособными, то возникнут серьёзные социальные проблемы: низкий уровень жизнеспособности, низкая производительность и бедность. Кроме того, чтобы заботиться о больных, необходимо из других сфер деятельности привлекать кадры, ресурсы, оборудование и денежные средства.

Толкотт Парсонс подробно излагает позицию функционалистов в своём анализе «роли больных» – совокупности установок в данной культурной среде относительно того, какое поведение считать приемлемым и неприемлемым для людей, страдающих какой-либо болезнью.

По Т. Парсонсу, один из способов борьбы с негативными последствиями заболеваний состоит в придании болезни особой роли, имеющей следующие характеристики: 

  • больные люди избавлены от своих обычных социальных ролей и ответственности. Им не нужно ходить в школу или на работу, и никто их за это не осуждает;
  • больных людей не винят за их состояние. Болезнь – проблема физического порядка, а не морального;
  • обязанность больных – поправиться и «не слишком предаваться своему недугу». Поскольку болезнь – состояние нежелательное, заболевшие должны искать квалифицированной помощи у медиков;
  • больные должны помогать медикам и следовать их рекомендациям.

Как и другие функционалисты, Парсонс предполагает, что болезни должны подвергаться социальному контролю во избежание нарушения функционирования общества. Если функционалисты исходят из предположения, что медицинское обслуживание одинаково доступно для всех членов общества независимо от классовой или расовой принадлежности, возраста, пола и вероисповедания, то конфликтологи не согласны с таким подходом. Они считают, что в любом обществе люди предпочитают быть здоровыми, а не больными. Но некоторые добиваются лучшего, по сравнению с другими, состояния здоровья, поскольку имеют возможность воспользоваться теми ресурсами, которые способствуют здоровью и помогают быстро поправиться в случае болезни.

Конфликтологи отмечают, что чем выше классовый статус, тем больше шансов у человека сохранить хорошее здоровье, получить эффективную медицинскую помощь и прожить долгую жизнь

Известны данные, что различия материального положения и социально-ролевого статуса семьи определяют социальное самочувствие студентов уровень их социального здоровья. Непропорциональное представительство разных классов, групп, слоев общества в контингенте студентов – одна из актуальных проблем высшего профессионального образования. Несмотря на различие подходов в оценке здоровья как жизненной ценности признается ведущая роль в сохранении здоровья поведенческого аспекта, т. е. отношение самого человека к здоровью и болезни.

Движущей и направляющей силой поведения являются мотивы и установки, которые определяются потребностями и ценностными ориентациями. Высший уровень диспозиционной регуляции поведения личности образует система ценностных ориентаций, цели жизнедеятельности и средства достижения этих целей.

Исследованию этих важных факторов поведения личности, направленных на сохранение здоровья, уделяется в настоящее время очень мало внимания. Поэтому изучение ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в этой структуре является актуальным направлением исследования здоровья профессионала. Только признаваемая, осознаваемая и переживаемая оценка ценности способна выполнять функцию ориентира при принятии человеком решения о том или ином поведении. Оценочная деятельность необходима для доказательного утверждения истинных ценностей и развенчания ложных.

Интересно
Чтобы объективные ценности стали субъективно значимыми, устойчивыми жизненными ориентирами личности, её ценностными ориентациями, то важной задачей сегодня является целенаправленное формирование внутренней потребности человека жить и действовать в соответствии с общечеловеческими ценностями.

Здоровье, образ жизни должны осознаваться человеком как ценность и переживаться как потребность. Только тогда эти ценности будут мотивировать поведение, причем не только настоящее, но и будущее. К сожалению, в современной России в иерархии ценностей граждан здоровье находится на пятом месте, тогда как в большинстве развитых стран его позиция растёт. Исходя из основополагающего для жизнедеятельности значения здоровья, оно должно стоять на первом месте, т. е. должно стать первейшей потребностью. Особенно это касается молодых людей, которые пока ещё здоровы и о здоровье не думают, у них нет потребности в его сохранении и укреплении, и лишь потом, растратив его, они начинают ощущать выраженную потребность в нём.

Причина недостаточно «уважительного» отношения к фактору «здоровье населения», возможно, скрывается в его кажущейся на первый взгляд простоте и обыденности

Признается, что здоровье – это, конечно же, важное обстоятельство, но при этом на нём совершенно не обязательно специально заострять внимание, что вполне достаточно будет лишь признание этого факта, и не имеет смысла в дальнейшем развивать эту бесперспективную тему – всё и так очевидно. Этот уровень личностной концепции здоровья характеризуется отсутствием ярко выраженных потребностей в укреплении здоровья. В данном случае ценностная ориентация не преобразуется в деятельность, а сохраняется лишь как факт сознания. Эти люди убеждены, что здоровьем управлять нельзя, поэтому и установка на его укрепление отсутствует, в таком случае говорят о безразличном отношении к здоровью.

По данным ряда исследований в большинстве случаев ценности здоровья воспринимаются личностью на уровне убеждения, как «знаемые», но не обязательно признаваемые или усвоенные ценности, т. е. человек может относиться к ним индифферентно, поскольку они отдалены от его главных проблем.

Как правило, ценностные ориентации остаются на вербальном уровне, не выполняют регулятивной функции, и установка на деятельность отсутствует. Другими словами, личность не включена в оздоровительную деятельность – пассивный тип отношения к здоровью наиболее распространён в настоящее время. Пассивное отношение к событиям собственной жизни, организации здорового досуга были установлены исследованиями ценностей студенческой молодёжи. Вопросы, связанные с заботой о своём физическом здоровье для большинства студентов не являются актуальными.

В частности, выяснилось, что только 15 – 20 % студентов используют спорт как средство своего личностного самосовершенствования. При этом для большинства из них спорт является средством гармонического развития физических и духовных способностей и не выступает как самоценность. Подобные результаты были получены в процессе социологического опроса студентов ДВГУПС, обучающихся на разных курсах и факультетах.

Интересно
Ведущими ценностями для студентов всех курсов выступают семья, материальное благополучие и здоровье. Следует отметить, что ориентация на семью является главной ценностью для современного студенчества. Между тем семейное состояние претерпело в последние годы существенное изменение в количественном и качественном отношении.

Чтобы выяснить, какова значимость здоровья для студента, нами было проведено исследование, которое показало, что она возрастает от курса к курсу: на первом курсе 26,2% от общего числа опрошенных поставили здоровье на первое место в системе жизненных ценностей, но уже к третьему курсу эта цифра составила 34 %, к пятому – 42,2 %. Это связано с тенденцией снижения к концу обучения в вузе уровня здоровья студентов.

Подтверждением данного вывода может служить субъективная оценка физического состояния студентов. Так, если на первом курсе неудовлетворительно оценили свое здоровье 13,7 % респондентов, то на этапе окончания вуза число таких студентов увеличилось до 17 %. К пятому курсу студенты признались, что более всего их беспокоит не именно состояние собственного здоровья, а нечто другое; в то время как на первом курсе их беспокойство было связано в основном с телосложением, собственной фигурой.

При этом установлено, что если в начале обучения в вузе только 70 % опрошенных проявляли заботу о своем здоровье, то уже на выпускном курсе число таких студентов уменьшилось до 50 %. Настораживает также тот факт, что среди выпускников возросло количество студентов, сомневающихся в том, что забота о своем здоровье – это есть показатель культуры человека. Это свидетельствует о тенденции к снижению за время обучения в вузе мотивации на здоровье, осознания данной ценности в системе других жизненных интересов.

Увеличение к пятому курсу неудовлетворенных своим физическим состоянием и здоровьем можно объяснить также недостаточной включенностью студентов в физкультурно-спортивную деятельность. Спортивные секции на первом курсе посещают 33,3 % студентов, на третьем курсе – 25,5 %, тогда как к пятому курсу число таких студентов уменьшается до 13,7 %.

О несформированности ценностного отношения к физической культуре свидетельствуют ответы студентов на вопрос: планируете ли вы заниматься физической культурой и спортом после окончания вуза? К пятому курсу, по данным исследования, наблюдается тенденция снижения числа студентов, которые отводят важное место в своей будущей жизни физкультурно-оздоровительной деятельности. Если на третьем курсе число таких студентов было 52,4 %, то среди выпускников оно уменьшилось до 35 %.

Особо настораживает тенденция увеличения к пятому курсу (на 9,7 %) числа студентов, у которых снижается интерес и желание заниматься различными видами физкультурно-спортивной деятельности. Эти данные свидетельствуют об отсутствии мотивации на здоровый образ жизни, занятия физической культурой и спортом и характеризуют нерациональность организации своей жизни в целом.

Важно отметить, что на осознание здоровья как ценности существенное влияние оказывает возраст. Установлено, в частности, что в молодом возрасте здоровье осознается личностью как один из необходимых источников обеспеченности. В среднем возрасте здоровье имеет самостоятельную ценность и наиболее тесно связано с удовлетворенностью своей жизнью.

В пожилом возрасте здоровье ценится за то, что позволяет поддерживать более широкие межличностные связи. Потребность сохранения и улучшения здоровья наиболее актуализировано и интенсивно, это часто является причиной устойчивого напряжения, общего эмоционального дискомфорта. Таким образом, потребность в здоровье в разные возрастные периоды имеет достаточно большую ценность, но различается по смыслу. Отмечена тесная взаимосвязь здоровья и степени удовлетворенности жизнью, причём среди мужчин оптимистов больше, чем среди женщин. У мужчин всех возрастных категорий повышена самооценка здоровья.

Интересно
С возрастом (независимо от пола) установлено уменьшение уровня здоровья, что вполне объяснимо и закономерно. В возрастной группе 50 – 59 лет проблемы со здоровьем мужчины отмечают в два раза чаще, а женщины в два с половиной.

Определена разница в самооценке здоровья у городских и сельских жителей. Установлено, что городские жители реже (на 30 %) дают высокие оценки физическому здоровью, чем сельские. Однако они более оптимистично смотрят на жизнь, что влияет на эмоциональное здоровье, больше удовлетворены жизнью, но имеют выше запросы в отношении здоровья, а стало быть и в отношении здравоохранения, и условий, связанных со здоровьем.

Кроме того, отмечается несформированность сознательного самодетерминирующего поведения по отношению к здоровью, как базовой ценности, предопределяющей успешность жизненного пути человека. Наряду с этим отчетливо проявляется осознание неудовлетворенности имеющимся потенциалом здоровья как жизненным ресурсом.

На основании многочисленных исследований важно заметить, что хорошее здоровье пока еще не демонстрирует со всей очевидностью своей роли в достижении его носителями экономического процветания. Как, впрочем, и слабое здоровье ещё не воспринимается населением в качестве серьезного предприятия, затрудняющего достижение жизненного успеха.

Определено, что понимание здоровья, как важной социальной ценности, преимущественно зависит от компетентности самой личности, которая обусловлена особенностями культуры того социума и этноса, к которому принадлежит индивид. Здоровье входит в число основных ценностей, на которых строится понимание смысла жизни. Оно включено в общую структуру ценностных ориентаций, но доступность освоения жизненных ценностей в сознании личности весьма слабо связано с собственным здоровьем.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)