Модель личностного здоровья профессионала в условиях инновационного развития общества

Основные положения обобщённой психологической концепции личностного здоровья профессионала, заключаются в теоретико-методологическом обосновании личностного здоровья профессионала как метакачества личности, проявляющегося одновременно и как психологическое явление, и как процесс, способствующий регуляции личностью её активности в организации и планировании профессиональной деятельности в контексте собственной жизнедеятельности в целом.

Содержание концепции личностного здоровья профессионала отражает следующие теоретико-методологические, структурно-содержательные и процессуально функциональные аспекты.

Теоретико-методологические аспекты:

  1. Содержательная сущность личностного здоровья профессионала может быть раскрыта наиболее адекватно и полно при условии применения к его исследованию метасистемного подхода, с использованием основных принципов субъектно-деятельностного, системно-генетического и личностного подходов.
  2. Личностное здоровье профессионала принадлежит к системам со встроенным метасистемным уровнем. Это означает, что та метасистема, которая выступает онтологически первичной по отношению к нему и является более общей – это личность профессионала, которая в то же время оказывается функционально представленной в содержании самого личностного здоровья профессионала как системы, образуя аспект его собственного содержания.
  3. Личностное здоровье профессионала необходимо рассматривать одновременно как психологическое явление, т. е. как целостную, сложную, интегративную, динамическую характеристику личности и как психологический процесс по организации, регуляции всех видов личностной активности профессионала в направлении обеспечения качества и благополучия его жизнедеятельности в целом.
  4. Формирование и развитие личностного здоровья профессионала осуществляется на основе принципов системогенеза и поэтому представляет собой в наиболее общем виде системогенез.

Структурно-содержательные аспекты

  • личностное здоровье профессионала организовано на основе структурно-уровневого принципа и образует иерархию, включающую пять основных уровней: метасистемный, системный, субсистемный, компонентный и элементный;
  • содержательное наполнение личностного здоровья профессионала включает подсистемы: внешней и внутренней детерминации, регулятивную, коммуникативную, когнитивную, самоактуализации, направленности, ресурсов, деструкторов и внепрофессиональных видов деятельности;
  • критерии оценки личностного здоровья профессионала: субъективное благополучие; социальная направленность − как включённость в определённое профессиональное и социокультурное сообщество; самоактуализация; специальное профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности.

Процессуально-функциональные аспекты

  1. Механизмы формирования и развития личностного здоровья профессионала: субъектная активность, саморегуляция, рефлексия.
  2. Этапы формирования личностного здоровья профессионала: в условиях образовательных учреждений − адаптационный, ориентировочный; на производстве – формирующий, оценочный.
  3. Функциональные закономерности личностного здоровья профессионала определяются двумя основными категориями детерминант – внешней и внутренней.
  4. Внутренняя категория обеспечивает формирование личностного здоровья как характеристики личности в целом и соответственно образована детерминантами собственно личностного плана: социальной направленностью, способностью к саморегуляции, стремлением к самоактуализации.
  5. Внешняя категория включает факторы деятельностного плана: тип профессиональной деятельности и этап профессионализации и обеспечивает формирование личности профессионала и уровень профессионализма, а следовательно, и личностного здоровья профессионала.

Природа здоровья профессионала, выступающего как системное качество субъекта деятельности, недостаточно изучена и смоделирована.

С.П. Боткин отмечал, что здоровье – это равновесие между организмом и внешней средой. (выделено нами – М.В., Б.В., Т.Б.). В связи с этим возникает вопрос: что же произошло с внешней средой, которая оказала столь существенное влияние на «здоровый мозг, здоровое тело и здоровый дух»?

То есть здоровье человека, которое должно постоянно адаптироваться к различным внешним условиям, профессионально социализироваться, воспроизводиться: продолжать род и осуществлять творческий вклад в развитие человечества.

Академик АН УССР Н. Амосов писал, что «комплекс моделей личности является главной составной частью модели общества. В ней отражены как его материальная эффективность, так и степень оптимальности по “уровню счастья граждан” (Уровень Душевного Комфорта – УДК в нашей терминологии)».

Амосов А.М. подчеркивает, что модели получили широкое распространение и не нуждаются в защите, «однако из них выкинута сердцевина: психология и социология, без которых они теряют большую часть ценности». Модель должна отразить главные психосоциальные закономерности.

В самом упрощенном виде модель выражается системой из четырех алгебраических уравнений: труд – плата, школа оплаты в условиях единицы со стороны общества; напряженность труда – утомляемость; плата – чувства, выражена эмоциональная оценка платы и утомления; чувства – стимулы от «платы» и «тормозы» от «утомления», выраженные как функции напряженности труда…. Действия субъекта определяются школой «оплаты» за них со стороны общества и тем самым эта плата удовлетворяет его потребности.

Подводя итог концепции формирования личностного здоровья профессионала, приведем высказывание П.К. Анохина: «развитие событий в мире идет на основе непрерывно-прерывного движения материи. Это представляет абсолютный закон, в одинаковой степени неизбежный как для неорганического, так и для живого мира».

Разделение, специализация, интеграция, дифференциация труда сопровождались эпохальными и базисными нововведениями по историческим эпохам и накладывали друг на друга конструирование новых изменений.

Интересно
Условием и одновременным следствием развития общественного разделения труда является комплексное развитие производительных сил, производственных отношений, культурной и социально-политической составляющей, и, конечно, человека – основного производителя, субъекта профессионала, формирующихся под влиянием требований инновационной деятельности, находящейся постоянно на стадиях овладения (социализации и адаптации) и реализации деятельности.

Стержневым фактором эволюционного развития являются технологические революции, особенно информационно-технологическая и образовательные революции, так как они конструируют мир, социальное пространство и весь способ производства, экономическую систему, подчиняя сам труд и его разделение.

Взаимосвязь технологических и образовательных революций заключается в том, что возрастает созидательная роль труда: снижается дефицит ресурсов, понижается уровень энтропии, повышается синергетический принцип эндогенерации, снижается роль энтропии и флуктуации.

Первая образовательная революция состояла в возникновении внутри первобытных общин особого института социализации подрастающих поколений, связанного с целенаправленным накоплением, систематизацией и наследованием знаний.

Вторая революция в образовании была связана с изобретением письменности, математической символики и методов сложных вычислений. Вступление в «железный век» и в эпоху античной культуры.

Третья революция в образовании связана с крупной машинной индустрией. Изменение привычных стереотипов мышления и традиционных ценностей, предъявила к образованию завышенные требования: естественнонаучные, математические, технические знания; социализация должна была отвечать потребностям развития крупной машинной индустрии и технологиям; унитарно-практические знания переросли в профессиональные.

Четвертая революция в образовании, как следствие технокрактического переворота и научно-технической революции, переросла в фазу «образовательного взрыва», придавая системе образования новое свойство – непрерывности и накопления человеческого, особенно интеллектуального капитала. Образование стало в ряд основных приоритетов политики государства.

Сейчас переживается этап интеграции информационно-телекоммуникационной и образовательной революции, НТР приняла форму технологической революции. Новые технологии стали результатом труда уже не «талантливых жестянщиков», а «высоколобых интеллектуалов».

Под влиянием НТР, технологических, образовательных революций, общественного разделения труда происходит интеллектуальный прогресс мировой цивилизации, знаменуя появление теории человеческого капитала, сформулированной в трудах Гэри Беккера, и поиски гармоничного единения человека и природы, вместо «агрессии к природе».

В понятии человеческого капитала следует выделять:

  1. Человеческий капитал, как запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций.
  2. Человеческий капитал, как поток и актив доходов на протяжении жизни человека.
  3. Человеческий капитал, как совокупность производительных качеств личности, используемых для производства экономических благ и производительности труда.
  4. Человеческий капитал как набор профессиональных компетенций, детерминированных разделением труда, специализацией, освоением стандартных процедур и операций в процессе управления системой «наука-производство-потребление».

Одним из центральных мероприятий по повышению качества человеческого капитала является перевод сотрудников организаций, компаний из функционального статуса в работников интеллектуального труда. Это одна из закономерностей инновационной среды, в которой доля интеллекта возрастает.

А.А. Акаев утверждает, что «знания и технический прогресс (ТП) определяют производительность труда, которая является ключевым фактором устойчивого человеческого развития, роста экономического благосостояния и социального благополучия»

Технический прогресс зависит от объема знаний и навыков работников, приобретенных в процессе трудовой деятельности, на собственном опыте; движущей силой НТП является человек – ученые и инженерно-технические работники.

Академик Е.П. Велихов в интервью с доктором экономических наук, профессором А.А. Хачатуряном подчеркнул, что «у России сегодня нет иного пути, кроме перехода на экономику знаний… Ключевая проблема российской экономики в том, что у нас пока даже не появилась система, способствующая инновациям… Ставку надо делать на развитие внутреннего рынка, стимулировать активность населения… создавать среду, поощряющую и облегчающую инновационную деятельность … Новое создают инженеры.

Это – самая творческая профессия, инженеры должны быть главными в экономике. Ученые …узнают, как устроена реальность. Цель менеджера – продвинуть продукт на рынок, реализовать его…Сегодня, в XXI веке, России нужно грамотное и эффективное сочетание работы ученых, инженеров и менеджеров».

На данной стадии цивилизованного развития базисной моделью становится труд интеллекта, разделенный на:

  • образовательную деятельность;
  • научно-исследовательскую деятельность;
  • инновационную деятельность;
  • социализаторскую деятельность.

Интеллектуальная значимость разделения труда является инструментом смягчения агрессии общества по отношении к природе и условием формирования адаптационного механизма к технологиям: это способность инновационной деятельности людей использовать для собственных нужд всё более значительные и менее доступные источники энергии, ресурсы природы.

На сегодняшний день это стратегическая задача организации высшего образования: приобщить молодежь к инновационной и научной деятельности; подготовить компетентные кадры, обеспечивающие условия для развития рыночных механизмов ресурсного обеспечения субъектов образовательной деятельности.

Стратегическая задача устойчивого развития экономического роста России с полным правом обусловлена «теорией инновационно-циклического экономического развития Шумпетера – Кондратьева», мощной волной инноваций, масштабной технологической революцией и естественной трёхсторонней связью между социальными ценностями и целями, политическими инструментами (политическим устройством) и технологическими инновациями.

Перечислим ключевые элементы, влияющие на развитие:

  • неолитическая, промышленная, научно-техническая и информационно-коммуникационная революции. По существу, это форма технологической, инновационной революции;
  • образовательные революции, которые служили основой решения научных и НИОКР проблем, усиливающих социализацию, адаптацию и инструментальные функции труда;
  • разработка моделей экономического роста, динамики научно-технического прогресса, устойчивого развития глобальной экономики, теории инновационно-циклического роста Шумпетера-Кондратьева и др.

Совокупность сложившихся вызовов и условий научного, технологического и образовательного развития привели к качественному изменению развития взаимодействия множества в системе человек-личность-здоровье профессионала. Академик Н.П. Бехтерева писала «…в минуты (иногда – в годы) творческого подъема… человек меняется…Люди, идущие вместе, загораются, думают и работают лучше, интереснее, легче».

Бехтерева Н.П. творческий подъем объясняет социально-биологической «метелью», происходящей в целом мозге

Творчество очень трудно отделить от сопутствующих видов деятельности. И сочетание психологических подходов и новых технологий изучения мозга позволяет обнаружить в мозге зоны, наиболее тесно связанные именно с творческим процессом (рис. 1).

Модель личностного здоровья профессионала в условиях инновационного развития общества

Структуры мозга, которые активизируются при решении творческой задачи, имеют к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности. В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции.

Некоторые из этих структур обеспечивают эмоции, регуляцию автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т. д. Необходимо учитывать тенденции современного мира – инновационного и подчеркнуть целесообразность активизации творческого потенциала мозга. Именно запуск системы «мысль – мозг – организм» является базовой конструкцией личности здоровья профессионала.

Права Н.П. Бехтерева в своем завещании, что пренебрегать реальной возможностью ренессанса мозга для общества – расточительство, а для личности – почти самоубийство. Интеллектуально – научный потенциал – мощнейшая движущая сила общества.

В целом следует утверждать и на это есть основания, что социально-психологические факторы определяют здоровье и профессионализм личности и входят в человеческий капитал. Истоки концепции человеческого капитала начинаются с трудов отца политической экономии Уильяма Пети, дальнейшее развитие человеческого капитала получило в трудах Адама Смита, как результат природного развития, воспитания и образования каждого индивидуума.

Подводя итог 200-летних поисков до современной теории человеческого капитала, сформулированной в трудах Гэри Беккера, Нуриев Р. М. выделяется два аспекта:

  1. Человеческий капитал как запас. Человеческий капитал – имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов. В его структуре обычно выделяют: природные способности; общую культуру; знания общие и специальные; приобретенные способности, навыки, опыт; умение их применять в нужный момент и в нужном месте.
  2. Человеческий капитал как поток доходов. Под человеческим капиталом понимается совокупность всех производительных качеств работника, т. е. приобретенные знания, навыки, а также мотивацию и энергию, которые используются для производства экономических благ. К основным формам инвестиций в человека обычно относят: образование, воспитание, здравоохранение, а также весь комплекс затрат, связанных с подготовкой человека к производству, включая поиск необходимой информации.

Здоровье, профессионализм личности, в структуру которых входят знания и информация, создают интеллектуальный прогресс мировой цивилизации. Систематизация базисных инноваций, имеющих место в период исторических эпох развития общества, и влияние их на динамику, трансформацию социально-культурной сферы – науки, экономики, политики, образования, культуры, человека в ритме действия циклично-генетических закономерностей развития общества.

Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источником дохода для человека, семьи, предприятия и общества: «Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность… нравственность и умение работать в коллективе; творческий потенциал; активность; организованность и ассертивность; ресурсы рабочего времени».

Кроме того, в человеческом капитале и компонентах трудовыми стержневыми элементами является здоровье профессионала: здоровье, профессионализм, образование, создающие условия для творчества, активность, организованность, интеграция свойств личности, реализация природных способностей.

По мнению И.А. Кузьмина, ресурс эффективного менеджмента имеет семь составляющих:

  • ресурс целостного образа мышления;
  • ресурс успеха;
  • ресурс доверия;
  • ресурс самоутверждения;
  • ресурс утверждения группы;
  • ресурс творчества;
  • ресурс управленческой культуры.

Здоровье профессионала – это система характеристик, определяющая способность человека к труду, который не отделим от его носителя – живой человеческой личности и вследствие этого в качестве актива он ликвиден. Рост профессионализма, компетентности приводит к росту производительности труда, увеличению прибыли за счет капитализации человеческого капитала. Факторы, определяющие результативность и эффективность специалиста представлены на рис. 2.

Модель личностного здоровья профессионала в условиях инновационного развития общества

Здоровье профессионала-личности с его социально-психологическими компонентами являются, по утверждению Й. Шумпетера, носителем инноваций. Именно на долю инноваторов выпадает роль пионеров, внедряющих в производство новые товары и виды техники, открывающие новые рынки и источники сырья, по-новому организующие производство.

Если такие начинания оказываются успешными, то вознаграждением служит «предпринимательская сверхприбыль» – плата за особо высокую компетентность, первооткрывательство, предприимчивость и огромный риск.

В заключение уместно привести высказывания А.А. Акаева при анализе модели экономического роста стран БРИСК: «Ключевое значение в долгосрочной стратегии развития Индии до 2020 года придается формированию экономики, основанной на знаниях… Индия превратится в один из мировых центров аутсорсинга знаний», а это высокие темпы экономического роста путем повышения технологического уровня производства товаров и услуг, а самое главное – постоянное повышение производительности труда. А Акаев экономику будущего называет «нооэкономикой», т. е. экономикой справедливости и разума.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)