Модель личностного здоровья профессионала в условиях инновационного развития общества
Основные положения обобщённой психологической концепции личностного здоровья профессионала, заключаются в теоретико-методологическом обосновании личностного здоровья профессионала как метакачества личности, проявляющегося одновременно и как психологическое явление, и как процесс, способствующий регуляции личностью её активности в организации и планировании профессиональной деятельности в контексте собственной жизнедеятельности в целом.
Содержание концепции личностного здоровья профессионала отражает следующие теоретико-методологические, структурно-содержательные и процессуально функциональные аспекты.
Теоретико-методологические аспекты:
- Содержательная сущность личностного здоровья профессионала может быть раскрыта наиболее адекватно и полно при условии применения к его исследованию метасистемного подхода, с использованием основных принципов субъектно-деятельностного, системно-генетического и личностного подходов.
- Личностное здоровье профессионала принадлежит к системам со встроенным метасистемным уровнем. Это означает, что та метасистема, которая выступает онтологически первичной по отношению к нему и является более общей – это личность профессионала, которая в то же время оказывается функционально представленной в содержании самого личностного здоровья профессионала как системы, образуя аспект его собственного содержания.
- Личностное здоровье профессионала необходимо рассматривать одновременно как психологическое явление, т. е. как целостную, сложную, интегративную, динамическую характеристику личности и как психологический процесс по организации, регуляции всех видов личностной активности профессионала в направлении обеспечения качества и благополучия его жизнедеятельности в целом.
- Формирование и развитие личностного здоровья профессионала осуществляется на основе принципов системогенеза и поэтому представляет собой в наиболее общем виде системогенез.
Структурно-содержательные аспекты
- личностное здоровье профессионала организовано на основе структурно-уровневого принципа и образует иерархию, включающую пять основных уровней: метасистемный, системный, субсистемный, компонентный и элементный;
- содержательное наполнение личностного здоровья профессионала включает подсистемы: внешней и внутренней детерминации, регулятивную, коммуникативную, когнитивную, самоактуализации, направленности, ресурсов, деструкторов и внепрофессиональных видов деятельности;
- критерии оценки личностного здоровья профессионала: субъективное благополучие; социальная направленность − как включённость в определённое профессиональное и социокультурное сообщество; самоактуализация; специальное профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности.
Процессуально-функциональные аспекты
- Механизмы формирования и развития личностного здоровья профессионала: субъектная активность, саморегуляция, рефлексия.
- Этапы формирования личностного здоровья профессионала: в условиях образовательных учреждений − адаптационный, ориентировочный; на производстве – формирующий, оценочный.
- Функциональные закономерности личностного здоровья профессионала определяются двумя основными категориями детерминант – внешней и внутренней.
- Внутренняя категория обеспечивает формирование личностного здоровья как характеристики личности в целом и соответственно образована детерминантами собственно личностного плана: социальной направленностью, способностью к саморегуляции, стремлением к самоактуализации.
- Внешняя категория включает факторы деятельностного плана: тип профессиональной деятельности и этап профессионализации и обеспечивает формирование личности профессионала и уровень профессионализма, а следовательно, и личностного здоровья профессионала.
Природа здоровья профессионала, выступающего как системное качество субъекта деятельности, недостаточно изучена и смоделирована.
То есть здоровье человека, которое должно постоянно адаптироваться к различным внешним условиям, профессионально социализироваться, воспроизводиться: продолжать род и осуществлять творческий вклад в развитие человечества.
Академик АН УССР Н. Амосов писал, что «комплекс моделей личности является главной составной частью модели общества. В ней отражены как его материальная эффективность, так и степень оптимальности по “уровню счастья граждан” (Уровень Душевного Комфорта – УДК в нашей терминологии)».
Амосов А.М. подчеркивает, что модели получили широкое распространение и не нуждаются в защите, «однако из них выкинута сердцевина: психология и социология, без которых они теряют большую часть ценности». Модель должна отразить главные психосоциальные закономерности.
В самом упрощенном виде модель выражается системой из четырех алгебраических уравнений: труд – плата, школа оплаты в условиях единицы со стороны общества; напряженность труда – утомляемость; плата – чувства, выражена эмоциональная оценка платы и утомления; чувства – стимулы от «платы» и «тормозы» от «утомления», выраженные как функции напряженности труда…. Действия субъекта определяются школой «оплаты» за них со стороны общества и тем самым эта плата удовлетворяет его потребности.
Подводя итог концепции формирования личностного здоровья профессионала, приведем высказывание П.К. Анохина: «развитие событий в мире идет на основе непрерывно-прерывного движения материи. Это представляет абсолютный закон, в одинаковой степени неизбежный как для неорганического, так и для живого мира».
Разделение, специализация, интеграция, дифференциация труда сопровождались эпохальными и базисными нововведениями по историческим эпохам и накладывали друг на друга конструирование новых изменений.
Стержневым фактором эволюционного развития являются технологические революции, особенно информационно-технологическая и образовательные революции, так как они конструируют мир, социальное пространство и весь способ производства, экономическую систему, подчиняя сам труд и его разделение.
Первая образовательная революция состояла в возникновении внутри первобытных общин особого института социализации подрастающих поколений, связанного с целенаправленным накоплением, систематизацией и наследованием знаний.
Вторая революция в образовании была связана с изобретением письменности, математической символики и методов сложных вычислений. Вступление в «железный век» и в эпоху античной культуры.
Третья революция в образовании связана с крупной машинной индустрией. Изменение привычных стереотипов мышления и традиционных ценностей, предъявила к образованию завышенные требования: естественнонаучные, математические, технические знания; социализация должна была отвечать потребностям развития крупной машинной индустрии и технологиям; унитарно-практические знания переросли в профессиональные.
Четвертая революция в образовании, как следствие технокрактического переворота и научно-технической революции, переросла в фазу «образовательного взрыва», придавая системе образования новое свойство – непрерывности и накопления человеческого, особенно интеллектуального капитала. Образование стало в ряд основных приоритетов политики государства.
Под влиянием НТР, технологических, образовательных революций, общественного разделения труда происходит интеллектуальный прогресс мировой цивилизации, знаменуя появление теории человеческого капитала, сформулированной в трудах Гэри Беккера, и поиски гармоничного единения человека и природы, вместо «агрессии к природе».
В понятии человеческого капитала следует выделять:
- Человеческий капитал, как запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций.
- Человеческий капитал, как поток и актив доходов на протяжении жизни человека.
- Человеческий капитал, как совокупность производительных качеств личности, используемых для производства экономических благ и производительности труда.
- Человеческий капитал как набор профессиональных компетенций, детерминированных разделением труда, специализацией, освоением стандартных процедур и операций в процессе управления системой «наука-производство-потребление».
Одним из центральных мероприятий по повышению качества человеческого капитала является перевод сотрудников организаций, компаний из функционального статуса в работников интеллектуального труда. Это одна из закономерностей инновационной среды, в которой доля интеллекта возрастает.
Технический прогресс зависит от объема знаний и навыков работников, приобретенных в процессе трудовой деятельности, на собственном опыте; движущей силой НТП является человек – ученые и инженерно-технические работники.
Академик Е.П. Велихов в интервью с доктором экономических наук, профессором А.А. Хачатуряном подчеркнул, что «у России сегодня нет иного пути, кроме перехода на экономику знаний… Ключевая проблема российской экономики в том, что у нас пока даже не появилась система, способствующая инновациям… Ставку надо делать на развитие внутреннего рынка, стимулировать активность населения… создавать среду, поощряющую и облегчающую инновационную деятельность … Новое создают инженеры.
Это – самая творческая профессия, инженеры должны быть главными в экономике. Ученые …узнают, как устроена реальность. Цель менеджера – продвинуть продукт на рынок, реализовать его…Сегодня, в XXI веке, России нужно грамотное и эффективное сочетание работы ученых, инженеров и менеджеров».
На данной стадии цивилизованного развития базисной моделью становится труд интеллекта, разделенный на:
- образовательную деятельность;
- научно-исследовательскую деятельность;
- инновационную деятельность;
- социализаторскую деятельность.
Интеллектуальная значимость разделения труда является инструментом смягчения агрессии общества по отношении к природе и условием формирования адаптационного механизма к технологиям: это способность инновационной деятельности людей использовать для собственных нужд всё более значительные и менее доступные источники энергии, ресурсы природы.
Стратегическая задача устойчивого развития экономического роста России с полным правом обусловлена «теорией инновационно-циклического экономического развития Шумпетера – Кондратьева», мощной волной инноваций, масштабной технологической революцией и естественной трёхсторонней связью между социальными ценностями и целями, политическими инструментами (политическим устройством) и технологическими инновациями.
Перечислим ключевые элементы, влияющие на развитие:
- неолитическая, промышленная, научно-техническая и информационно-коммуникационная революции. По существу, это форма технологической, инновационной революции;
- образовательные революции, которые служили основой решения научных и НИОКР проблем, усиливающих социализацию, адаптацию и инструментальные функции труда;
- разработка моделей экономического роста, динамики научно-технического прогресса, устойчивого развития глобальной экономики, теории инновационно-циклического роста Шумпетера-Кондратьева и др.
Совокупность сложившихся вызовов и условий научного, технологического и образовательного развития привели к качественному изменению развития взаимодействия множества в системе человек-личность-здоровье профессионала. Академик Н.П. Бехтерева писала «…в минуты (иногда – в годы) творческого подъема… человек меняется…Люди, идущие вместе, загораются, думают и работают лучше, интереснее, легче».
Творчество очень трудно отделить от сопутствующих видов деятельности. И сочетание психологических подходов и новых технологий изучения мозга позволяет обнаружить в мозге зоны, наиболее тесно связанные именно с творческим процессом (рис. 1).
Структуры мозга, которые активизируются при решении творческой задачи, имеют к различным аспектам памяти поведения и речи, ориентации во времени и пространстве, проявлениям личности. В то же время они влияют и на физиологические процессы, обеспечивающие важные функции.
Некоторые из этих структур обеспечивают эмоции, регуляцию автономной нервной системы, дыхания, ритма сердца и т. д. Необходимо учитывать тенденции современного мира – инновационного и подчеркнуть целесообразность активизации творческого потенциала мозга. Именно запуск системы «мысль – мозг – организм» является базовой конструкцией личности здоровья профессионала.
В целом следует утверждать и на это есть основания, что социально-психологические факторы определяют здоровье и профессионализм личности и входят в человеческий капитал. Истоки концепции человеческого капитала начинаются с трудов отца политической экономии Уильяма Пети, дальнейшее развитие человеческого капитала получило в трудах Адама Смита, как результат природного развития, воспитания и образования каждого индивидуума.
Подводя итог 200-летних поисков до современной теории человеческого капитала, сформулированной в трудах Гэри Беккера, Нуриев Р. М. выделяется два аспекта:
- Человеческий капитал как запас. Человеческий капитал – имеющийся у человека запас здоровья, знаний, навыков, способностей, мотиваций, которые содействуют росту его производительности труда и влияют на рост доходов. В его структуре обычно выделяют: природные способности; общую культуру; знания общие и специальные; приобретенные способности, навыки, опыт; умение их применять в нужный момент и в нужном месте.
- Человеческий капитал как поток доходов. Под человеческим капиталом понимается совокупность всех производительных качеств работника, т. е. приобретенные знания, навыки, а также мотивацию и энергию, которые используются для производства экономических благ. К основным формам инвестиций в человека обычно относят: образование, воспитание, здравоохранение, а также весь комплекс затрат, связанных с подготовкой человека к производству, включая поиск необходимой информации.
Здоровье, профессионализм личности, в структуру которых входят знания и информация, создают интеллектуальный прогресс мировой цивилизации. Систематизация базисных инноваций, имеющих место в период исторических эпох развития общества, и влияние их на динамику, трансформацию социально-культурной сферы – науки, экономики, политики, образования, культуры, человека в ритме действия циклично-генетических закономерностей развития общества.
Человеческий капитал рассматривается как совокупность качеств, которые определяют производительность и могут стать источником дохода для человека, семьи, предприятия и общества: «Такими качествами обычно считают здоровье, природные способности, образование, профессионализм, мобильность… нравственность и умение работать в коллективе; творческий потенциал; активность; организованность и ассертивность; ресурсы рабочего времени».
Кроме того, в человеческом капитале и компонентах трудовыми стержневыми элементами является здоровье профессионала: здоровье, профессионализм, образование, создающие условия для творчества, активность, организованность, интеграция свойств личности, реализация природных способностей.
По мнению И.А. Кузьмина, ресурс эффективного менеджмента имеет семь составляющих:
- ресурс целостного образа мышления;
- ресурс успеха;
- ресурс доверия;
- ресурс самоутверждения;
- ресурс утверждения группы;
- ресурс творчества;
- ресурс управленческой культуры.
Здоровье профессионала – это система характеристик, определяющая способность человека к труду, который не отделим от его носителя – живой человеческой личности и вследствие этого в качестве актива он ликвиден. Рост профессионализма, компетентности приводит к росту производительности труда, увеличению прибыли за счет капитализации человеческого капитала. Факторы, определяющие результативность и эффективность специалиста представлены на рис. 2.
Здоровье профессионала-личности с его социально-психологическими компонентами являются, по утверждению Й. Шумпетера, носителем инноваций. Именно на долю инноваторов выпадает роль пионеров, внедряющих в производство новые товары и виды техники, открывающие новые рынки и источники сырья, по-новому организующие производство.
Если такие начинания оказываются успешными, то вознаграждением служит «предпринимательская сверхприбыль» – плата за особо высокую компетентность, первооткрывательство, предприимчивость и огромный риск.
В заключение уместно привести высказывания А.А. Акаева при анализе модели экономического роста стран БРИСК: «Ключевое значение в долгосрочной стратегии развития Индии до 2020 года придается формированию экономики, основанной на знаниях… Индия превратится в один из мировых центров аутсорсинга знаний», а это высокие темпы экономического роста путем повышения технологического уровня производства товаров и услуг, а самое главное – постоянное повышение производительности труда. А Акаев экономику будущего называет «нооэкономикой», т. е. экономикой справедливости и разума.
- Приоритетные модели здоровья профессионала
- Организационная культура предприятия
- Условия рабочей среды как фактор стресса в профессиональной деятельности
- Стресс в профессиональной деятельности личности
- Эмоции и чувства в профессиональной деятельности личности
- Социально-психологическая оценка профессионального здоровья личности
- Самореализация и социальное здоровье человека
- Личность как основание здоровья профессионала
- Социально-психологические аспекты активности человека
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу