Тренинг сенситивности

Как отмечает известный психолог Б.Г.Ананьев, у каждого человека неравномерное развитие различных видов сенситивности (чувствительности) обнаруживается не только в сфере восприятия, но также
в памяти и мышлении. Ученый указывал также на то, что с аналогичным явлением доминирования тех или иных чувственных образов мы встречаемся в области внутренней речи, и динамики образов воображения в процессе художественного творчества. Сенситивность, по Б.Г.Ананьеву, является одной из черт личности, входящих в подструктуру типологии высшей нервной деятельности.

Таким образом, воспитывая сенситивную культуру личности, мы можем оптимизировать некоторые типологические особенности протекания нервных процессов и характерологических черт учащихся.

Практический опыт тренировки сенситивности обобщен был одним из родоначальников социально-психологического тренинга К.Роджерсом(1937), который разработал форму Т-групп (тренинговые группы) как интенсивного взаимодействия в атмосфере доверия и взаимопомощи в малых группах, которые в последующих терминологиях назывались “группа встреч”, “энкаунтергруппа” (“открытого общения”) и т.п.

Субъект общения в наших методиках “активного социального обучения” (Г.А.Ковалев, 1980), рассматривается и понимается в функциональном единстве процессов отражения, отношения и обращения (Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, А.А.Бодалев и др.).

Само название “активного социального обучения” говорит о социально-дидактической ориентации такого взаимодействия на личность и ее дистантные подструктуры и естественно может и должен осуществляться с педагогической целью, хотя этими методиками сейчас пользуются не только педагоги, но и психологи, психиатры и психотерапевты.

Если тренировка проводится для общих неопецифических задач общения, то ее основная ориентация направлена на повышение “сенситивности” именно к межличностным проблемам; при специальной ориентации, например, для профессиональных музыкантов (Б.А.Бараш) большое внимание уделяется развитию на тренировке профессионально значимых анализаторов (двигательного, слухового, зрительного).

Некоторые психологи и психотерапевты, занимающиеся методикой тренировки эмпатии и чувствительности, на первом этапе применяют с этой целью прослушивание магнитофонных записей, в которых отражены различные проявления высказываний членов тренинговой группы. На каждую из таких записей участники группы дают письменные отчеты о своих эмоциональных реакциях. Затем эти анонимные отчеты тренер прочитывает и обсуждает со всей группой (В.А.Ташлыков, 1984).

Главная роль упражнений развить способности “услышать” тот или иной аффект тревогу, гнев, стыд, подавленность, агрессивность и ответить так, чтобы тот мог прочувствовать, что он понят руководителем, тренером, психологом или врачом. Следующее упражнение заключается в устном ответе членов группы на ряд стимулов или высказываний тренирующихся. Записанный на пленку ответ обсуждается всей группой, члены которой анализируют особенности вербального стиля руководителя, искренность и заинтересованность, теплоту его высказываний. Используется и видеозапись с последующей дискуссией. После видеотренинга и описанных упражнений на втором этапе психологических “проработок” группы анализируются интервью их членов с каждым из участников учебно-тренировочных групп коллективов активного социального обучения. Эмпатия является одним из важных факторов оптимизации межличностного общения (А.А.Бодалев, Т.Р.Каштанов, 1975). Эмпатический подход психолога, тренера, педагога как руководителей групп проявляется в его способности чувствовать эмоциональное состояние каждого члена творческого коллектива в каждый момент общения с ним, и, что немаловажно, в умении передать и “обратную связь”, в которой улавливаются взаимопонимание и взаимопринятие агента и пациента, педагога и учащегося, режиссера и актера. Характер и степень эмпатического понимания могут быть различными в зависимости от природных и развитых в процессе социализации эмпатических возможностей личности, а также от целей и ситуации общения.

На одном полюсе континума представлений об эмпатических возможностях человека находится позиция включения педагога-режиссера в мир чувств актера. В данном случае важно не только знание режиссером эмоционального состояния, но и в определенной степени переживания им чувств актера. Такую эмпатию можно назвать по аналогии с исследованиями Т.П.Гавриловой аффективной, фактически совпадающей с идентификацией (феноменом отождествления). Противоположный полюс занимает позиция более отвлеченного, интеллектуального понимания режиссером переживания актера без значительного эмоционального вовлечения или подкрепления. Этот вариант эмпатии обычно определяют как “предикативный” или “когнитивный”, основанный больше на рациональном, больше рассудочно-познавательном, чем аффективно-чувственном компоненте межличностных взаимодействий.

Сенситивный тренинг позволяет сформировать в профессиональной группе навыки психологически компетентного общения и эмпатического заинтересованно сочувственного поведения, столь не хватающего творческому общению актера в рабочей диаде: актер режиссер в различных ситуациях творческого процесса на разных его этапах и в различных ситуациях, будь это репетиция или исполнение спектакля.

Наиболее целесообразным поведением режиссера при групповой психокоррекции личности актера представляется позиция избежания крайностей как аффективной эмпатии, понижающей объективность восприятия и оценки, так и эмоциональной дистанции, лишающей его возможности проникновения в эмоциональный мир актера и положительного влияния на него. Эмпатия как одна из характеристик психотерапии, наряду с такими, как акцептация (безусловное принятие) актера и аутентичность (искренность) при личностно-ориентированном взаимодействии их является необходимым условием
для конструктивных изменений личности актера в процессе психорегуляции.

Основная задача, решаемая в проводимой тренировке сенситивности это выработать умение учащегося сопереживать, сочувствовать, содействовать другому человеку в его поступках, мыслях и переживаниях. Опыт работы с учащимися убедил нас в пользе такой методики работы, которая, как свидетельствуют собранные материалы, дневники, самоописания учащихся и основной метод педагогики наблюдение и опрос, свидетельствуют о том, что тренинг сенситивности позволяет осуществить следующие положения.

  1. Научить с помощью тренировки понимать другого человека как субъекта и как личность с ее специфическими подструктурами, своими волевыми, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями, т.е. смотреть на явления “глазами другого”.
  2. Тренировка позволяет научиться понимать другого, еще лучше понять истинные мотивы собственных действий, чему способствует “обратная связь”. Все каналы групповой работы как в зеркале отражают взаимодействия между людьми, их поведенческие реакции и личностные характеристики, включая и мотивацию личности и поступков субъекта.
  3. Тренировка дает возможность выработать вариативное поведение, избегать категоричности, ригоризма и других форм инертного поведения учащихся, проявляющих косность и боязнь интерперсонального “обнажения”. Вследствие сеноитивной тренировки общение делается более “открытым”, психические процессы у учащихся в силу “доверительного” общения протекают без излишней фиксации на речевых формах общения за счет наработанных в игре навыков преодоления привычного способа поведенческого реагирования, которое приобретает альтернативный характер.

Театральный педагог С.В.Гиппиус считает признаками сеноитив-
ности следующие.

  • Устойчивые появления общего темпа возникновения и развертывания чувственно-двигательных реакций скорость их возникновения и развертывания, длительность их и “эффект последействия”.
  • Устойчивые проявления психомоторного ритма способа переключения с одного вида чувственного различения на другой, плавность или скачкообразность переходов (наиболее показательным является туг способ переключения, связанный с пластичностью всей мозговой организации человека).
  • Характер силы реакции, которой человек отвечает на самые различные раздражители.
  • Характер глубины реакции, о которой можно судить, главным образом, по глубине следовых реакций, глубине запечатлевания непосредственных образов и яркости образующихся представлений и их ассоциаций.

Изначальная сущность сопереживания одна из первых стадий развития дидактического потенциала подражание. Естественный спутник всякого подражания микромимика, но она еще не является проявлением активного перевоплощения. Углубление эмпатии осуществляется за счет последующей стадии сопереживания “перевоплощения”, возникающего лишь при органическом существовании “в другом человеке”. Здесь физиологической сущностью уже не является, как при микромимике, автоматизированная деятельность безусловных рефлексов. Психофизиология сопереживания и развитие сенситивности заключается в тренировке образного мышления, включаемого в структуру перевоплощения. Тренировка различных анализаторов мышечного, кинестетического, зрительного, слухового и т.п. способствует этому.

В свое время П.В.Симонов показал объективные психофизиологические проявления перевоплощения мастеров сцены на примере работы с актерами театра “Современник” (О.Табаков и др.).

Выдающийся отечественный со педагог В.А.Сухомлинский указывал на большое воспитательное значение сопереживаний. Психологический смысл эмпатии по Сухомлинскому подробно раскрыт в книге Л.А.Петровской “О теории социально-психологического тренинга”. Напомним лишь, что педагогическое содержание эмпатии Сухомлинский видел в воспитании чуткости людей Друг к другу: “сопереживание состоит в том, что ребенок не может жить без общения о человеком, совесть его требует отдать силы рвоей души другому человеку. Я всегда добивался, чтобы в духовную жизнь коллектива вошел человек о его горем и радостями, чтобы забота о человеке стала самой большой потребностью воспитанников” (Методика вос- питания коллектива. 1981. с.ПЗ). По Сухомлинскому из сопереживания, из чуткости к “чужому, незнакомому человеку берут свое начало тончайшие ростки любви и уважения”. Выдающийся педагог требовал от педагогов учить школьников жить болями и радостями чужого, далекого человека. Важным корригирующим личностно-характерологические черты тревожности и замкнутости у студентов было обучение сопереживать эмоцими радости и юмора. “Ни в чем не проявляется характер людей так, как в том, что они считают смешным” (Гете).

Психолог С.Л.Рубинштейн писал: “Улыбка и смех будут первичным выражением сначала рефлекторным элементарного удовольствия, органического благополучия, вбирают в себя в конце концов все высоты и глубины, доступные философии человеческого духа, оставаясь внешне почти тем же, чем они были, улыбка и смех в ходе исторического развития человека приобретает все более глубокое и тонкое психологическое содержание”. В.А.Сухомлинский также видел большое педагогическое значение сочувственного смеха и юмора:

“Задача педагога воспитать чувство благородного юмора: способность объединять радостное удивление с сочувствием, сопереживанием”. (0.145)

Описанные в предыдущем разделе конкретные методики социально-психологической тренировки общения избавляют от необходимости изложения тренинга эмпатии, поскольку для этих целей используются те же способы. Наиболее часто для воспитания сопереживания используются упражнения на “смену ролей”. И тогда более эффективно один человек начинает понимать и сочувствовать другому.

Важно не только научиться “входить” в роль другого и в его чувства, но и “выходить” из перевоплощаемого образа. Здесь помогают не только способ “переживания”, театр переживания по Станиславскому, но и приемы “отчуждения” (Б.Брехт), заимствованные из опыта “театра представления”.

К.Роджерс, одним из первых авторов давший определение эмпатии, это положение также разделяет. Он пишет: “Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем “как дома”… Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне свое “я”. Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят”. (“Психология эмоций. Тексты. МГУ, 1984, С.23Б). Далее Роджерс заключает: “быть эмпатичным трудно, это означает быть ответственным, активным, сильным, в то же время тонким и чутким”.

Как отмечает известный психолог Б.Г.Ананьев, у каждого человека неравномерное развитие различных видов сенситивности (чувствительности) обнаруживается не только в сфере восприятия, но также в памяти и мышлении. Ученый указывал также на то, что с аналогичным явлением доминирования тех или иных чувственных образов мы встречаемся в области внутренней речи, и динамики образов воображения в процессе художественного творчества. Сенситивность, по Б.Г.Ананьеву, является одной из черт личности, входящих в подструктуру типологии высшей нервной деятельности.

Таким образом, воспитывая сенситивную культуру личности, мы можем оптимизировать некоторые типологические особенности протекания нервных процессов и характерологических черт учащихся.

Практический опыт тренировки сенситивности обобщен был одним из родоначальников социально-психологического тренинга К.Роджерсом (1937), который разработал форму Т-групп (тренинговые группы) как интенсивного взаимодействия в атмосфере доверия и взаимопомощи в малых группах, которые в последующих терминологиях назывались “группа встреч”, “энкаунтергруппа” (“открытого обще-
ния”) и т.п.

Субъект общения в наших методиках “активного социального обучения” (Г.А.Ковалев, 1980), рассматривается и понимается в функциональном единстве процессов отражения, отношения и обращения (Б.Г.Ананьев, В.Н.Мясищев, А.А.Бодалев и др.).

Само название “активного социального обучения” говорит о социально-дидактической ориентации такого взаимодействия на личность и ее дистантные подструктуры и естественно может и должен осуществляться с педагогической целью, хотя этими методиками сейчас пользуются не только педагоги, но и психологи, психиатры и психотерапевты.

Если тренировка проводится для общих неопецифических задач общения, то ее основная ориентация направлена на повышение “сенситивности” именно к межличностным проблемам; при специальной ориентации, например, для профессиональных музыкантов (Б.А.Бараш) большое внимание уделяется развитию на тренировке профессионально значимых анализаторов (двигательного, слухового, зрительного).

Некоторые психологи и психотерапевты, занимающиеся методикой тренировки эмпатии и чувствительности, на первом этапе применяют с этой целью прослушивание магнитофонных записей, в которых отражены различные проявления высказываний членов тренинговой группы. На каждую из таких записей участники группы дают письменные отчеты о своих эмоциональных реакциях. Затем эти анонимные отчеты тренер прочитывает и обсуждает со всей группой (В.А.Ташлыков, 1984).

Главная роль упражнений развить способности “услышать” тот или иной аффект тревогу, гнев, стыд, подавленность, агрессивность и ответить так, чтобы тот мог прочувствовать, что он понят руководителем, тренером, психологом или врачом. Следующее упражнение заключается в устном ответе членов группы на ряд стимулов или высказываний тренирующихся. Записанный на пленку ответ обсуждается всей группой, члены которой анализируют особенности вербального стиля руководителя, искренность и заинтересованность,теплоту его высказываний. Используется и видеозапись с последующей дискуссией. После видеотренинга и описанных упражнений на втором этапе психологических “проработок” группы анализируются интервью их членов с каждым из участников учебно-тренировочных групп коллективов активного социального обучения. Эмпатия является одним из важных факторов оптимизации межличностного общения (А.А.Бодалев, Т.Р.Каштанов, 1975). Эмпатический подход психолога, тренера, педагога как руководителей групп проявляется в его способности чувствовать эмоциональное состояние каждого члена творческого коллектива в каждый момент общения с ним, и, что
немаловажно, в умении передать и “обратную связь”, в которой улавливаются взаимопонимание и взаимопринятие агента и пациента, педагога и учащегося, режиссера и актера. Характер и степень эмпатического понимания могут быть различными в зависимости от природных и развитых в процессе социализации эмпатических возможностей личности, а также от целей и ситуации общения.

На одном полюсе континума представлений об эмпатических возможностях человека находится позиция включения педагога-режиссера в мир чувств актера. В данном случае важно не только знание режиссером эмоционального состояния, но и в определенной степени переживания им чувств актера. Такую эмпатию можно назвать по аналогии с исследованиями Т.П.Гавриловой аффективной, фактически совпадающей с идентификацией (феноменом отождествления). Противоположный полюс занимает позиция более отвлеченного, интеллектуального понимания режиссером переживания актера без значительного эмоционального вовлечения или подкрепления. Этот вариант эмпатии обычно определяют как “предикативный” или “когнитивный”, основанный больше на рациональном, больше рассудочно-познавательном, чем аффективно-чувственном компоненте межличностных взаимодействий.

Сенситивный тренинг позволяет сформировать в профессиональной группе навыки психологически компетентного общения и эмпатического заинтересованно сочувственного поведения, столь не хватающего творческому общению актера в рабочей диаде: актер режиссер в различных ситуациях творческого процесса на разных его этапах и в различных ситуациях, будь это репетиция или исполнение спектакля.

Наиболее целесообразным поведением режиссера при групповой психокоррекции личности актера представляется позиция избежания крайностей как аффективной эмпатии, понижающей объективность восприятия и оценки, так и эмоциональной дистанции, лишающей его возможности проникновения в эмоциональный мир актера и положительного влияния на него. Эмпатия как одна из характеристик психотерапии, наряду с такими, как акцептация (безусловное принятие) актера и аутентичность (искренность) при личностно-ориентированном взаимодействии их является необходимым условием для конструктивных изменений личности актера в процессе психорегуляции.

Основная задача, решаемая в проводимой тренировке сенситивности это выработать умение учащегося сопереживать, сочувствовать, содействовать другому человеку в его поступках, мыслях и переживаниях. Опыт работы с учащимися убедил нас в пользе такой методики работы, которая, как свидетельствуют собранные материалы, дневники, самоописания учащихся и основной метод педагогики наблюдение и опрос, свидетельствуют о том, что тренинг сенситивности позволяет осуществить следующие положения.

  1. Научить с помощью тренировки понимать другого человека как субъекта и как личность с ее специфическими подструктурами, своими волевыми, интеллектуальными и эмоциональными проявлениями, т.е. смотреть на явления “глазами другого”.
  2. Тренировка позволяет научиться понимать другого, еще лучше понять истинные мотивы собственных действий, чему способствует “обратная связь”. Все каналы групповой работы как в зеркале отражают взаимодействия между людьми, их поведенческие реакции и личностные характеристики, включая и мотивацию личности и поступков субъекта.
  3. Тренировка дает возможность выработать вариативное поведение, избегать категоричности, ригоризма и других форм инертного поведения учащихся, проявляющих косность и боязнь интерперсонального “обнажения”. Вследствие сеноитивной тренировки общение делается более “открытым”, психические процессы у учащихся в силу “доверительного” общения протекают без излишней фиксации на речевых формах общения за счет наработанных в игре навыков преодоления привычного способа поведенческого реагирования, которое приобретает альтернативный характер.

Театральный педагог С.В.Гиппиус считает признаками сеноитивности следующие.

  1. Устойчивые появления общего темпа возникновения и развертывания чувственно-двигательных реакций скорость их возникновения и развертывания, длительность их и “эффект последействия”.
  2. Устойчивые проявления психомоторного ритма способа переключения с одного вида чувственного различения на другой, плавность или скачкообразность переходов (наиболее показательным является туг способ переключения, связанный с пластичностью всей мозговой организации человека).
  3. Характер силы реакции, которой человек отвечает на самые различные раздражители.
  4. Характер глубины реакции, о которой можно судить, главным образом, по глубине следовых реакций, глубине запечатлевания непосредственных образов и яркости образующихся представлений и их ассоциаций.

Изначальная сущность сопереживания одна из первых стадий развития дидактического потенциала подражание. Естественный спутник всякого подражания микромимика, но она еще не является проявлением активного перевоплощения. Углубление эмпатии осуществляется за счет последующей стадии сопереживания “перевоплощения”, возникающего лишь при органическом существовании “в другом человеке”. Здесь физиологической сущностью уже не является, как при микромимике, автоматизированная деятельность безусловных рефлексов. Психофизиология сопереживания и развитие сенситивности заключается в тренировке образного мышления, включаемого в структуру перевоплощения. Тренировка различных анализаторов мышечного, кинестетического, зрительного, слухового и т.п.
способствует этому.

В свое время П.В.Симонов показал объективные психофизиологические проявления перевоплощения мастеров сцены на примере работы с актерами театра “Современник” (О.Табаков и др.).

Выдающийся отечественный со педагог В.А.Сухомлинский указывал на большое воспитательное значение сопереживаний. Психологический смысл эмпатии по Сухомлинскому подробно раскрыт в книге Л.А.Петровской “О теории социально-психологического тренинга”. Напомним лишь, что педагогическое содержание эмпатии Сухомлинский видел в воспитании чуткости людей Друг к другу: “сопереживание состоит в том, что ребенок не может жить без общения о человеком, совесть его требует отдать силы рвоей души другому человеку. Я всегда добивался, чтобы в духовную жизнь коллектива вошел человек о его горем и радостями, чтобы забота о человеке стала самой большой потребностью воспитанников” (Методика вос-
питания коллектива. 1981. с.ПЗ). По Сухомлинскому из сопереживания, из чуткости к “чужому, незнакомому человеку берут свое начало тончайшие ростки любви и уважения”. Выдающийся педагог требовал от педагогов учить школьников жить болями и радостями чужого, далекого человека. Важным корригирующим личностно-характерологические черты тревожности и замкнутости у студентов было обуче-
ние сопереживать эмоцими радости и юмора. “Ни в чем не проявляется характер людей так, как в том, что они считают смешным” (Гете).

Психолог С.Л.Рубинштейн писал: “Улыбка и смех будут первичным выражением сначала рефлекторным элементарного удовольствия, органического благополучия, вбирают в себя в конце концов все высоты и глубины, доступные философии человеческого духа, оставаясь внешне почти тем же, чем они были, улыбка и смех в ходе исторического развития человека приобретает все более глубокое и тонкое психологическое содержание”. В.А.Сухомлинский также видел большое педагогическое значение сочувственного смеха и юмора:

“Задача педагога воспитать чувство благородного юмора: способность объединять радостное удивление с сочувствием, сопереживанием”. (0.145)

Описанные в предыдущем разделе конкретные методики социально-психологической тренировки общения избавляют от необходимости изложения тренинга эмпатии, поскольку для этих целей используются те же способы. Наиболее часто для воспитания сопереживания используются упражнения на “смену ролей”. И тогда более эффективно один человек начинает понимать и сочувствовать другому.

Важно не только научиться “входить” в роль другого и в его чувства, но и “выходить” из перевоплощаемого образа. Здесь помогают не только способ “переживания”, театр переживания по Станиславскому, но и  приемы “отчуждения” (Б.Брехт), заимствованные из опыта “театра представления”.

К.Роджерс, одним из первых авторов давший определение эмпатии, это положение также разделяет. Он пишет: “Эмпатический способ общения с другой личностью имеет несколько граней. Он подразумевает вхождение в личный мир другого и пребывание в нем “как дома”… Быть с другим таким способом означает на некоторое время оставить в стороне свои точки зрения и ценности, чтобы войти в мир другого без предвзятости. В некотором смысле это означает, что вы оставляете в стороне свое “я”. Это могут осуществить только люди, чувствующие себя достаточно безопасно в определенном смысле: они знают, что не потеряют себя в порой странном или причудливом мире другого и что смогут успешно вернуться в свой мир, когда захотят”.  Далее Роджерс заключает: “быть эмпатичным трудно, это означает быть ответственным, активным, сильным, в то же время тонким и чутким”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)