Формирование характера и личности

Все вышеназванные качества: активность, дисциплинированность и самостоятельность взаимосвязаны и способствуют формированию личности. Так, активность предполагает дисциплинированность, а дисциплинированность обеспечивает успешность выполнения самостоятельной работы, самостоятельность требует дисциплинированности, вместе с тем ее же укрепляет.

Формировать личность – это значит прежде всего формировать характер. Не случайно говорят: “Посеешь поступок – пожнешь привычку, посеешь привычку – пожнешь характер, посеешь характер – пожнешь судьбу”. Типические, закрепленные в характере, свойства личности влияют на опыт личности и на поведение человека в целом. Под формированием личности надо понимать изменение психологической структуры личности, главным образом ее содержательной стороны, под влиянием внешних воздействий с помощью тренировки, упражнения, обучения и воспитания (К.К. Платонов).

Формирование характера состоит из формирования психических процессов, психических состояний, свойств личности, свойств характера и его черт.

Под тренировкой понимается самый элементарный вид формирования личности, в основе которого лежит только систематическое повторение определенных действий, а результатом является закрепление повторяемых процессов, тренировка используется для закрепления нужных свойств личности (см., например, методику аутотренинга во второй части пособия).

Упражнение как вид формирования личности и коллектива опирается на тренировку, но дополняется наличием знания упражняющимися результатов каждого упражнения и их стремлением от раза к разу улучшать свои показатели. Успешность упражнений достигается при следующих основных психологических условиях:

  • определенной конкретной цели каждого упражнения – чему научиться и до каких показателей правильности, точности и быстроты действия;
  • наличии не только знаний, но и ясных представлений о последовательности и технике выполнения предстоящих действий, которые должны осваиваться в упражнении;
  • предварительном освоении правил выполнения предстоящих действий;
  • многократном выполнении упражняемых действий в целях достижения все возрастающей точности, быстроты действий, а также контроле и руководстве со стороны обучающего.

Различают и этапность упражнений: ознакомительные-пробные-основные-тренировочные.

Обучение как вид формирования личности и коллектива опирается на упражнение, но дополняется обеспечением связей нового содержания каждого упражнения с уже ранее освоенным, обучение применяется с целью формирования требуемых знаний, навыков и умений, которые могут закрепляться тренировкой.

Воспитанием называется наиболее сложный вид формирования личности и коллектива, опирающийся на обучение и дополняющий его связями, приобретаемыми в процессе обучения, со свойствами направленности именно данной личности. Воспитание – самый эффективный метод руководства, и вместе с тем оно само требует управления.

Первостепенное значение в воспитании имеет личность педагога-мастера. Не подавляя, а развивая самостоятельность учащихся, мастер тем самым развивает их активность, умственные и творческие способности.

Творческое мышление – в процессе учебной деятельности – одно из важнейших условий активности учащихся, без которой формирование его самостоятельности не может быть успешным. Активность – “сердцевина” самостоятельности и одно из важных условий продуктивной самостоятельной учебной, творческой и профессиональной деятельности.

Формирование самостоятельности – это не развитие индивидуализма, а развитие индивидуальности, наилучший путь развития самостоятельности человека. Это вовлечение в коллективную совместную деятельность. Именно в коллективном труде учебной группы каждый из учащихся получает возможность объективно оценить свои знания, отличить самостоятельность от необоснованной самоуверенности, воочию убедиться в своих промахах и ошибках. В условиях учебной совместной деятельности творческого коллектива, где один смотрится в другого как в зеркало, решающую роль играет самостоятельность всего коллектива в целом (подробнее см. раздел “Элементы социальной психологии”). Общение с другими людьми создает предпосылки и для самовоспитания, ибо в общении, где имеет место так называемая “социальная перцепция”, осуществляется восприятие человека человеком и познание людьми друг друга.

Воспитание характера немыслимо и без требовательности, о которой хорошо писал А.С. Макаренко: <Можно оставить вспыльчивый характер? а как, кстати, среди нас будет жить человек со вспыльчивым характером, и он может обругать, а потом скажет: “извините, у меня вспыльчивый характер” … должна быть серьезная система требований к человеку, и только это может привести к тому, что у вас будет развиваться в первую очередь требование к себе…>

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)