Социально-психологические аспекты активности человека

При изучении активности человека в отечественной психологии руководствуются принципами деятельностного подхода к изучению психики (Леонтьев А.Н.), которые рассмотрены в единстве с их противоположностями, что позволяет анализировать диалектику развития деятельности, поведения, активности (А.Г. Асмолов). Принцип активности в отечественной психологии является одним из ведущих, примером тому Басов М.Я., который рассматривает человека как активного деятеля в окружающей среде.

Развитие активности С.Л. Рубинштейн объясняет на основе принципа детерминизма, согласно которому внешние условия не жёстко и однозначно определяют сущность субъекта и результат воздействия на него, а, преломляясь через внутренние характеристики, такие, как активность, специфичность, избирательность.

Таким образом, активность субъекта понимается как системное и интегративное явление, которое позволяет рассматривать человека как активного социального субъекта со своими индивидуальными особенностями, реализующимися в деятельности. В зарубежной психологии проявление активности связывают с поведением человека, признавая потребности в качестве главного источника человеческой активности.

Интересно
В рамках общей психологии активность определяется как способ выражения потребностей личности, в которых уже интегрируются представления личности о своих способностях и возможностях, связанных с уровнем притязания личности. Существенные компоненты активности личности проявляются в организационных, поисковых, компенсаторных действиях.

Активность характеризуется эмоциональной насыщенностью всех ее компонентов, особенно поисковой функции, функции предвосхищения, предвидения, ответственности, что приводит к пониманию активности как важнейшей характеристики личности. Активность выступает как особое качество личности, связанное именно с регуляцией жизни, с характером реализации ценностных ориентаций, со способом реализации профессиональных выборов. К.А. Абульханова-Славская определяет активность личности как способность ставить разумные, реальные, достижимые данной личностью при данной совокупности обстоятельств, цели; способность личности проводить в жизнь свою программу через цепь внешне не связанных задач, обстоятельств, ситуаций, которые могут препятствовать достижению этих целей.

Активность позволяет вскрыть внутренние движущие силы личности, проявляющиеся во всех формах её социально-психологической объективации, ее поведении, ее отношениях с окружающим миром, в ее социально-психологической позиции. Активность личности рассматривается как единство отражения, выражения и реализации внешних и внутренних тенденций в жизни человека, как ценностный способ моделирования, структурирования и осуществления личностью деятельности, общения и поведения. Активность при этом – особое качество субъекта деятельности, состоящее в интеграции его психологических возможностей, способностей, знаний и их направленности на достижение цели.

Источником социальной активности личности являются её высшие ценностные потребности, для удовлетворения которых личность ищет, создаёт и преобразует условия их удовлетворения в соответствии со своей позицией и предъявляемыми к ней общими требованиями. Таким образом, в отечественной психологии активность, с одной стороны, понимается не только как мера деятельности, как уровень протекания психического процесса или любого взаимодействия, но и как потенциальные возможности субъекта к взаимодействию со средой и другими людьми; с другой стороны, эта активность характеризуется как совокупность инициативных действий субъекта, обусловливаемых внутренними противоречиями, опосредованными средовыми влияниями. То есть активность рассматривается, с одной стороны, как основа развития личности, а с другой – как характеристика субъекта. Человек как субъект – это высший уровень бытия, активно взаимодействующий с природным и социальным миром и практически преобразующий её.

Сущность активности личности объясняется её внутренним движением и самоопределением под влиянием внешних обстоятельств и внутренних возможностей субъекта в процессе трудовой деятельности

Поскольку человек является общественным существом, то источники его активности следует искать не только в сложном взаимодействии внутренних (физиологические, психические) и внешних (природные, социальные) факторов, но и в психологической сущности личности как субъекта. Ряд исследователей выделяют специфический вид активности (Осницкий А.К., 1996) – субъектную активность, представляющую собой персонифицированную активность, которую человек развивает как автор своих усилий, определяя для себя и меру субъектной включенности, и меру собственного творчества при достижении сформулированных целей.

Между тем В.А. Петровский (1992) рассматривает надситуативную активность, аналогично субъектной – как способность субъекта подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения исходной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения (барьеры) деятельности.

Психологи труда утверждают, что субъектная активность свойственна субъекту деятельности и ее целесообразно рассматривать на основании субъектного подхода, в основе которого лежат «субъектно-объектные взаимосоотношения». Объясняя поведение субъекта труда в процессе деятельности, А.Е. Климов выделяет необходимость знаний закономерностей и тенденций формирования и изменения его профессиональной направленности и определяющих ее факторов (интересы, мотивы, ценностные ориентации, личностные установки, воля и т. п.); закономерностей формирования и изменения психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление и др.); индивидуально-типологического своеобразия и его проявления в поведении субъекта деятельности, а, следовательно, и самой субъектной активности.

Субъектную активность, или проявления субъектности, точнее можно определить в тех видах жизнедеятельности, в которых человек волен (и обнаруживает волеизъявление) определять для себя и меру субъектной включенности, и меру собственного творчества при достижении формулируемых для себя целей.

Ананьев Б.Г. выделяет два существенных признака субъектности:

  1. Функции субъекта в человеке неразрывно связаны с продуктивностью выполнения им деятельности: «субъект характеризуется совокупностью деятельностей и мерой их продуктивности».
  2. Не всякое отношение к деятельности раскрывает субъектные свойства человека.

Деятельность субъекта характеризуется не только продуктивностью, но и носит преобразующий характер.  Специфика субъектности заключается во взаимосвязи и взаимозависимости предметов преобразований. Ими является и окружающая действительность, и сам человек, прежде всего, его внутренний мир.

Субъектность – это отношение к себе как к деятелю, причём не любое отношение, а связь с чем-то или с кем-то. В психологическом плане эта связь отражает направленность активности человека.

Субъектные характеристики человека раскрываются ему только посредством другого человека. Ценностное отношение к другому человеку возможно только на фоне эмоционально-положительного отношения к нему. Поэтому субъектность включает в себя характер эмоционального отклика на себя и на другого человека.

По мнению К.А. Абульхановой-Славской, стратегия жизни человека имеет три основных признака. Первый – выбор основного для человека направления, способа жизни, определения её главных целей, этапов их достижения и соподчинения этих этапов. Второй признак – это решение противоречий жизни, достижений своих жизненных целей и планов. Третий признак состоит в творчестве, в созидании своих потребностей со своей жизнью в виде её особых ценностей.

Личность организует свою жизнь, регулирует её ход, выбирает и осуществляет избранное направление. Высшие личностные образования – сознание, активность, зрелость и т. д. выполняют функции организации, регуляции, обеспечения целостности жизненного пути, субъектом которого человек становится по мере своего развития. Таким образом, субъектность понимается и как личностная характеристика, связанная со стремлением человека к творческому саморазвитию. Субъектность является проявлением субъекта, ибо обнаруживается только при осуществлении конкретной активности.

Интересно
Определение субъектности через способность подчёркивает, во-первых, связь этого понятия с успешностью, во-вторых, субъектность, как и любая другая способность, возникает на основе соотношения требований к жизнедеятельности и возможностям человека.

Существенной характеристикой субъектности являются жизненные стратегии. Они связаны с такими детерминантами, как локус контроля, целеполагание, принятие решений. От их особенностей зависит характер социального мышления, психологического и социального времени.

При всей значимости большинства исследований по вопросам разработки целостной системы оценки субъектной активности личности всё же следует отметить, что до сих пор слабо изучены механизмы, формирующие субъектную активность, условия и факторы, способствующие её развитию. В этой связи предлагаемое Л.Г. Дикой понимание субъектной активности как системного взаимодействия регуляторных механизмов разного уровня включает не только внутренний психологический мир субъекта с его ценностями, целями, установками, внутренним миром, но и природную и произвольную осознанную саморегуляцию со всеми её достоинствами и ограничениями, присущими каждому индивиду.

Изменение структуры субъектной активности в процессе профессиональной деятельности определяется взаимодействием регуляторных механизмов разного уровня и отражается в профессиональной и личностной самореализации субъекта.

Л.Г. Дикой была разработана теоретическая модель субъектной активности и определена её роль − как ядра межсистемного взаимодействия системы «Общество – профессия – человек»

Итак, субъектность как особое личностное качество связано с активно- преобразующими свойствами и способностями и определяет путь нормального развития личности как развития, ведущего человека к обретению им родовой человеческой сущности – отношению к другому человеку как ценности, потребности в позитивной свободе, осмысленности жизни, активной позиции в мире.

Следовательно, субъектная активность со своей стороны отвечает за удовлетворение высших ценностных потребностей личности, которая ищет, создает или преобразует условия их удовлетворения в соответствии со своей личностной позицией, её ценностями и предъявляемыми к ней требованиями. Таким образом, субъектная активность выступает необходимым условием – механизмом эффективности, результативности, направленности всех сфер жизнедеятельности личности, в том числе и её здоровья.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)