Место и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения прав человека
Вопросы обеспечения прав и свобод граждан должны занимать приоритетное место в деятельности каждого государства, провозгласившего себя правовым и социальным, т.к. это его важнейшая конституционная обязанность.
На решение данных вопросов должна быть ориентирована деятельность всех органов государственной власти в целях нормального их функционирования и достижения поставленных целей.
Они призваны тесно взаимодействовать между собой, специализируясь на решении конкретных задач. Сюда входят обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, раскрытие и расследование преступлений, проведение в жизнь правил паспортной системы, обеспечение соблюдения правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и др.
Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами. Неукоснительное следование юридическим предписаниям служит важной гарантией выполнения возложенных на них задач в сфере обеспечения стабильности правопорядка, охраны прав и свобод граждан.
В механизме обеспечения прав человека правоохранительные органы, дополняя друг друга, образуют систему, выступающую ядром организационного обеспечения реализации личных конституционных прав и свобод.
В рамках этой системы значительный объем работы выполняют органы внутренних дел – федеральные исполнительные государственные органы, которым поручена организация непосредственной работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной и личной безопасности граждан, защите прав и законных интересов граждан и организаций от противоправных посягательств.
В основе конституционного принципа организации и деятельности Министерства внутренних дел заложено отнесенное Конституцией к прерогативе Правительства проведение мер «…по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью» (ст. 114).По мнению Э.П. Григониса, органы внутренних дел – это единая государственная вооруженная и военизированная правоохранительная организация исполнительной власти, входящая в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации и осуществляющая в рамках системы Министерства внутренних дел Российской Федерации задачи, стоящие перед отдельными составными частями органов внутренних дел.
Сфера внутренних дел имеет сложную структуру. Разнообразие общественных отношений предопределяет различия:
- в видах деятельности (административная, оперативно-разыскная, уголовно-процессуальная и др.);
- составных частях системы органов внутренних дел (полиция, органы предварительного следствия и др.);
- распределении компетенции между службами и структурами (служба охраны общественного порядка, уголовный розыск, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.);
- формах, методах и способах их работы.
Возможности органов внутренних дел в механизме обеспечения прав человека обусловлены их компетенцией. Сюда входят те права и обязанности, которые установлены правовыми актами, регламентирующими их деятельность.
Поэтому при определении компетенции важно подчеркнуть правовую природу полномочий органов внутренних дел.
Содержание их предмета ведения составляют общественные отношения в сфере укрепления законности, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, прав и законных интересов граждан, государственных интересов и др.
Компетенция определяется общими типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые выделяют круг прав и обязанностей ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.
В своей деятельности органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, актами Министерства внутренних дел России и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах в органах внутренних дел, а также международными договорами Российской Федерации.Правовые акты МВД в большинстве своем регламентируют работу конкретных служб и подразделений по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, в т.ч. непосредственно посягающими на права и свободы личности.
Существуют также приказы МВД, регулирующие вопросы упрочения законности, соблюдения прав и свобод личности и профессиональной этики при отправлении должностных полномочий, организации работы сотрудников по обеспечению реализации конкретных субъективных прав и т.д.
В качестве основных задач полиции выступают следующие: обеспечение общественной и личной безопасности граждан и охрана общественного порядка.
Объектами личных прав в этой сфере деятельности полиции выступают такие индивидуальные блага:
- жизнь человека, его здоровье, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, предметов частной собственности;
- защита прав и свобод гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств;
- предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;
- раскрытие и расследование преступлений и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда.
Приоритетная задача органов внутренних дел – это оперативное реагирование на любое правонарушение, которое может стать фактором, существенно препятствующим обеспечению прав широкого круга лиц.
Это означает, что деятельность сотрудников органов внутренних дел также связана с обеспечением общественного порядка в его широком понимании, что осуществляется как за счет инструментов, применять которые им вменено в обязанность, так и за счет гражданской позиции, проявления разумной инициативы, высоких моральных и волевых качеств.
И чем четче в сознании общества видна связь обеспечения этих прав с деятельностью органов, тем результативнее она в деле поддержки правопорядка, тем эффективнее и со стороны общества поддержка органов внутренних дел.
Очевидно, что деятельность органов внутренних дел является приоритетной в создании необходимых условий для обеспечения прав человека законными способами и средствами.
Тем не менее следует заметить, что государственный механизм по охране прав человека представляется различным уровнем и других органов, и организаций, где все они участвуют в соответствующей деятельности по поручению и от имени государства и при этом наделяются соответствующими полномочиями.
И каждый из государственных органов реализует функции в объеме предоставленной ему конкретной компетенции.
Таким образом, роль органов внутренних дел в механизме обеспечения прав человека заключается в обеспечении реализации, охраны и защиты прав и свобод граждан в пределах своей компетенции, определенной законодательством.Общепризнанными формами осуществления полномочий органами внутренних дел являются правовая, или юридическая (нормотворчество и правоприменение), и организационная.
Наиболее важным является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в п. 1 ст. 1 которого указано, что «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства… для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности».
При этом необходимо подчеркнуть, что большая роль в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в обеспечении прав и свобод граждан отводится ведомственному нормотворчеству.
Это объясняется растущей потребностью в правовой регламентации деятельности органов внутренних дел в условиях построения демократического правового государства в России.
Ведомственные нормативные правовые акты МВД России регулируют создание, реорганизацию деятельности подразделений органов внутренних дел.
Также детализируют функции конкретных служб по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями, обеспечению разрешительной системы, безопасности дорожного движения, регистрационного учета, оформления гражданства и выхода из гражданства и т.д.
Деятельность органов внутренних дел в указанных сферах правового регулирования направлена прежде всего на обеспечение прав и свобод личности.
В процессе нормотворческой деятельности в органах внутренних дел принимаются ведомственные акты, направленные на профилактику нарушений прав и свобод личности, а также акты, регулирующие вопросы правового положения лиц, задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы, во взаимосвязи с режимом их содержания.Таким образом, нормотворчество как форма осуществления полномочий органами внутренних дел является важным средством обеспечения прав и свобод личности в форме издания, переработки и отмены нормативных предписаний, регулирующих сферу правоприменительных отношений.
Важнейшей юридической формой деятельности органов внутренних дел, в т.ч. по обеспечению прав и свобод личности, является правоприменение.
Применению норм права органами внутренних дел присущи общие признаки и черты, характеризующие правоприменительную деятельность любого государственного органа с ее градацией на регулятивную и охранительную.
Основным видом работы органов внутренних дел в механизме обеспечения прав человека является их правоохранительная деятельность: предупреждение, выявление, раскрытие, расследование преступлений и иных правонарушений, посягающих на права и свободы граждан.
Содержание охраны прав и свобод граждан применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя предупреждение и профилактику нарушений прав и свобод личности, а также «…устранение препятствий, не являющихся правонарушениями и мешающих нормальному осуществлению прав и свобод граждан».
Поэтому основное назначение мероприятий, проводимых органами внутренних дел в сфере правоохранительной деятельности, заключается в предотвращении нарушений прав и свобод и устранении препятствий на пути их реализации.
Профилактика преступлений и иных правонарушений относится к числу приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.
Помимо правоохранительной, важным направлением деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод личности является правозащитная.
Защита выражается в действиях по пресечению запрещенного правовыми нормами поведения, применению санкций и мер принуждения в случае совершения правонарушения.
Осуществляя защиту прав и свобод личности, органы внутренних дел вмешиваются в поведение субъектов правоотношений, когда это поведение не соответствует требованиям режима реализации прав и свобод граждан.
Важным моментом в процессе обеспечения прав и свобод личности является факт полного восстановления тех благ и жизненно важных интересов, которые были ущемлены в результате совершения правонарушения.
Проблема восстановления нарушенных прав имеет важное научное и практическое значение.
Ее невозможно решить без эффективной деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти, судов, органов внутренних дел и других правоохранительных органов, без достаточно продуманного и совершенного законодательства, отвечающего условиям правового государства.
Наряду с правоохранительной и правозащитной органы внутренних дел осуществляют регулятивную деятельность, которая состоит в разрешении внутриорганизационных управленческораспорядительных дел (расстановка кадров, планирование, распоряжение материальными средствами, поощрение, выдача юридическим лицам разрешения на приобретение и хранение предметов сферы разрешительной системы и др.), а также в реализации некоторых прав и законных интересов личности.
Организационные формы в деятельности органов внутренних дел имеют важное значение в обеспечении прав и свобод личности как самостоятельно, так и в процессе нормотворчества и правоприменения.
Посредством организационных форм обеспечивается охрана общественного порядка, когда сотрудники органов внутренних дел создают условия для безопасной реализации гражданами своих прав и свобод (на проведение шествий, митингов и демонстраций, на труд, на отдых и т.д.), а в случае их нарушения принимают меры по их пресечению, выявлению правонарушителей и их задержанию, оказанию помощи пострадавшим и т.д.Организационные формы прямо ориентированы на обеспечение прав и свобод личности в процессе социального обслуживания населения (оформление и выдача паспортов, ходатайств по вопросам гражданства, предоставление адресных справок, выдача разрешений на занятие определенным видом деятельности или приобретение оружия и т.д.), а также в чрезвычайных условиях (осуществление режимных мероприятий, поиск лиц, без вести пропавших, помощь безнадзорным детям, ограничение прав граждан на передвижение, во времени, при установлении комендантского часа и т.д.).
Основными направлениями деятельности полиции являются защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, а также розыск лиц.
Кроме того, законодатель к основным направлениям деятельности полиции относит производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний, обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц и осуществление экспертнокриминалистической деятельности.
По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.
В соответствии с действующим законодательством полиция осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:
- принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
- принципа законности, т.е. полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом;
- принципа беспристрастности, означающего, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
- принципа открытости и публичности, заключающегося в том, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций;
- принципа общественного доверия и поддержки граждан, свидетельствующего о том, что полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод;
- в основу принципа взаимодействия и сотрудничества заложено положение, согласно которому полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;
- содержание принципа использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем означает, что полиция в своей деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Кроме того, полиция правомочна использовать технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в т.ч. в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.
К основным направлениям деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности также относятся административно-правовая, оперативно-разыскная и уголовнопроцессуальная.
В деятельности органов внутренних дел административноправовая сфера наиболее объемна, она осуществляется посредством использования большого числа сил и средств различных служб и подразделений.
Важное значение в обеспечении общественного порядка, общественной безопасности, прав и свобод граждан отводится дежурным частям органов внутренних дел, службе участковых уполномоченных полиции, подразделениям, осуществляющим патрульно-постовую службу, Государственной инспекции безопасности дорожного движения и др.
Эта деятельность в большей степени регламентируется нормами административного законодательства, что влечет вступление органов внутренних дел в административно-правовые отношения с различными субъектами, в т.ч. гражданами, по поводу реализации и обеспечения их прав и свобод.
В административной деятельности органов внутренних дел по охране и защите этих прав и свобод особое место занимает охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности, реальное обеспечение которой дает гражданину действительную возможность использовать многие из них.
Оперативно-разыскная деятельность (ОРД) – одна из тех государственно-правовых форм борьбы с преступностью, которая по своему характеру, целям и способам их достижения может на основании закона ограничивать конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни.Правовую основу оперативно-разыскной деятельности образуют Конституция РФ, УПК РФ, Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативнорозыскной деятельности», другие законы, иные источники права.
К их числу относятся и нормативные акты, регулирующие организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативноразыскную деятельность в соответствии с законодательством и в пределах предоставленной им компетенции.
Поскольку оперативно-разыскная деятельность существенно затрагивает права личности, главным образом при проведении таких оперативно-разыскных мероприятий, как опрос, наведение справок, наблюдение и ряда других, предполагает сбор сведений об образе жизни, поведении, привычках, порочных склонностях, контактах проверяемого лица, большая часть которых относится к сфере частной жизни, использование ее результатов возможно лишь в строго очерченных законом пределах.
В связи с изложенным возникает проблема создания надежного механизма от злоупотреблений при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий и противоправного ограничения прав личности.В соответствии с законодательством об ОРД, оперативноразыскная деятельность основывается на конституционных
принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.
К основным задачам оперативно-разыскной деятельности относятся:
- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
- осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
- добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
- установление имущества, подлежащего конфискации.
Одним из важных элементов этого механизма должна стать детальная правовая регламентация оснований ограничения неприкосновенности частной жизни при проведении оперативноразыскных мероприятий.
Уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел отводится приоритетное место в системе обеспечения прав и свобод личности.
Правовую основу этой деятельности составляют Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также некоторые нормативные акты министерств и ведомств.
Методы исполнения процессуальных действий у них одинаковые, а отличаются они лишь объемом, кругом субъектов и подследственностью.
Характерная особенность уголовнопроцессуальной деятельности заключается в том, что она возникает лишь в связи с событием преступления и дальнейшим его расследованием.
Суть расследования состоит в том, что оно обусловлено необходимостью собирания для суда доказательств, которые невозможно получить в процессе судебного разбирательства.
В ходе уголовно-процессуальной деятельности преследуется две основных цели. Первая заключается в раскрытии преступлений и привлечении виновных к уголовной ответственности, т.е. создании предпосылок для осуществления правосудия, вторая – в обеспечении защиты прав и свобод граждан, вовлеченных в осуществление уголовного процесса.
- Физические лица и юридические лица как потенциальные участники хозяйственного оборота
- Размер и порядок возмещения и компенсации вреда
- Основания и условия возникновения обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Правовое регулирование обязательств по возмещению и компенсации вреда
- Ограничения прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Правовое регулирование ограничений прав и свобод сотрудников органов внутренних дел
- Иные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел
- Санаторно-курортное обеспечение
- Медицинское обеспечение сотрудников органов внутренних дел
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу