Место и роль органов внутренних дел в механизме обеспечения прав человека

Вопросы обеспечения прав и свобод граждан должны занимать приоритетное место в деятельности каждого государства, провозгласившего себя правовым и социальным, т.к. это его важнейшая конституционная обязанность.

На решение данных вопросов должна быть ориентирована деятельность всех органов государственной власти в целях нормального их функционирования и достижения поставленных целей.

Для защиты граждан от преступных посягательств, обеспечения законности, правопорядка и общественной безопасности существуют специальные органы, в своей совокупности составляющие систему правоохранительных органов.

Они призваны тесно взаимодействовать между собой, специализируясь на решении конкретных задач. Сюда входят обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, раскрытие и расследование преступлений, проведение в жизнь правил паспортной системы, обеспечение соблюдения правил пребывания в России иностранных граждан и лиц без гражданства и др.

Деятельность правоохранительных органов строго регламентирована соответствующими правовыми документами. Неукоснительное следование юридическим предписаниям служит важной гарантией выполнения возложенных на них задач в сфере обеспечения стабильности правопорядка, охраны прав и свобод граждан.

Интересно
В основе правового регулирования компетенции правоохранительных органов лежат принципиальные требования Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных актов, непосредственно регулирующих их деятельность.

В механизме обеспечения прав человека правоохранительные органы, дополняя друг друга, образуют систему, выступающую ядром организационного обеспечения реализации личных конституционных прав и свобод.

В рамках этой системы значительный объем работы выполняют органы внутренних дел – федеральные исполнительные государственные органы, которым поручена организация непосредственной работы по охране общественного порядка и обеспечению общественной и личной безопасности граждан, защите прав и законных интересов граждан и организаций от противоправных посягательств.

В основе конституционного принципа организации и деятельности Министерства внутренних дел заложено отнесенное Конституцией к прерогативе Правительства проведение мер «…по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью» (ст. 114).

По мнению Э.П. Григониса, органы внутренних дел – это единая государственная вооруженная и военизированная правоохранительная организация исполнительной власти, входящая в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации и осуществляющая в рамках системы Министерства внутренних дел Российской Федерации задачи, стоящие перед отдельными составными частями органов внутренних дел.

Сфера внутренних дел имеет сложную структуру. Разнообразие общественных отношений предопределяет различия:

  • в видах деятельности (административная, оперативно-разыскная, уголовно-процессуальная и др.);
  • составных частях системы органов внутренних дел (полиция, органы предварительного следствия и др.);
  • распределении компетенции между службами и структурами (служба охраны общественного порядка, уголовный розыск, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.);
  • формах, методах и способах их работы.

Возможности органов внутренних дел в механизме обеспечения прав человека обусловлены их компетенцией. Сюда входят те права и обязанности, которые установлены правовыми актами, регламентирующими их деятельность.

Поэтому при определении компетенции важно подчеркнуть правовую природу полномочий органов внутренних дел.

Содержание их предмета ведения составляют общественные отношения в сфере укрепления законности, охраны правопорядка и обеспечения общественной безопасности, прав и законных интересов граждан, государственных интересов и др.

Компетенция определяется общими типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе внутренних дел, а также специальными законодательными и иными нормативными актами, которые выделяют круг прав и обязанностей ряда органов, действующих в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации.

В своей деятельности органы внутренних дел руководствуются Конституцией Российской Федерации, Декларацией прав и свобод человека и гражданина, федеральными и иными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, актами Министерства внутренних дел России и других министерств и ведомств, положениями о соответствующих службах в органах внутренних дел, а также международными договорами Российской Федерации.

Правовые акты МВД в большинстве своем регламентируют работу конкретных служб и подразделений по борьбе с преступлениями и другими правонарушениями, в т.ч. непосредственно посягающими на права и свободы личности.

Существуют также приказы МВД, регулирующие вопросы упрочения законности, соблюдения прав и свобод личности и профессиональной этики при отправлении должностных полномочий, организации работы сотрудников по обеспечению реализации конкретных субъективных прав и т.д.

В соответствии с компетенцией на органы внутренних дел возложено осуществление довольно широкого круга задач.

В качестве основных задач полиции выступают следующие: обеспечение общественной и личной безопасности граждан и охрана общественного порядка.

Объектами личных прав в этой сфере деятельности полиции выступают такие индивидуальные блага:

  • жизнь человека, его здоровье, свобода и личная неприкосновенность, неприкосновенность частной жизни, предметов частной собственности;
  • защита прав и свобод гражданина, интересов общества и государства от противоправных посягательств;
  • предупреждение и пресечение преступлений и других правонарушений;
  • раскрытие и расследование преступлений и осуществление розыска лиц, скрывшихся от следствия и суда.

Приоритетная задача органов внутренних дел – это оперативное реагирование на любое правонарушение, которое может стать фактором, существенно препятствующим обеспечению прав широкого круга лиц.

Это означает, что деятельность сотрудников органов внутренних дел также связана с обеспечением общественного порядка в его широком понимании, что осуществляется как за счет инструментов, применять которые им вменено в обязанность, так и за счет гражданской позиции, проявления разумной инициативы, высоких моральных и волевых качеств.

Вследствие этого органы внутренних дел в своей деятельности объективно способствуют реализации естественных прав человека.

И чем четче в сознании общества видна связь обеспечения этих прав с деятельностью органов, тем результативнее она в деле поддержки правопорядка, тем эффективнее и со стороны общества поддержка органов внутренних дел.

Очевидно, что деятельность органов внутренних дел является приоритетной в создании необходимых условий для обеспечения прав человека законными способами и средствами.

Тем не менее следует заметить, что государственный механизм по охране прав человека представляется различным уровнем и других органов, и организаций, где все они участвуют в соответствующей деятельности по поручению и от имени государства и при этом наделяются соответствующими полномочиями.

И каждый из государственных органов реализует функции в объеме предоставленной ему конкретной компетенции.

Таким образом, роль органов внутренних дел в механизме обеспечения прав человека заключается в обеспечении реализации, охраны и защиты прав и свобод граждан в пределах своей компетенции, определенной законодательством.

Общепризнанными формами осуществления полномочий органами внутренних дел являются правовая, или юридическая (нормотворчество и правоприменение), и организационная.

В Российской Федерации деятельность органов внутренних дел, их права и обязанности, полномочия регламентированы значительным массивом нормативных правовых актов.

Наиболее важным является Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», в п. 1 ст. 1 которого указано, что «полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства… для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и обеспечения общественной безопасности».

При этом необходимо подчеркнуть, что большая роль в деятельности Министерства внутренних дел Российской Федерации в обеспечении прав и свобод граждан отводится ведомственному нормотворчеству.

Это объясняется растущей потребностью в правовой регламентации деятельности органов внутренних дел в условиях построения демократического правового государства в России.

Интересно
В этой связи требуется установление объема и пределов правового регулирования по предметам их компетенции, закрепление принципов, порядка и способов правотворческой деятельности, четкой градации ведомственных нормативных правовых актов по их видовым классификационным признакам.

Ведомственные нормативные правовые акты МВД России регулируют создание, реорганизацию деятельности подразделений органов внутренних дел.

Также детализируют функции конкретных служб по борьбе с преступлениями и административными правонарушениями, обеспечению разрешительной системы, безопасности дорожного движения, регистрационного учета, оформления гражданства и выхода из гражданства и т.д.

Деятельность органов внутренних дел в указанных сферах правового регулирования направлена прежде всего на обеспечение прав и свобод личности.

В процессе нормотворческой деятельности в органах внутренних дел принимаются ведомственные акты, направленные на профилактику нарушений прав и свобод личности, а также акты, регулирующие вопросы правового положения лиц, задержанных, арестованных и осужденных к лишению свободы, во взаимосвязи с режимом их содержания.

Таким образом, нормотворчество как форма осуществления полномочий органами внутренних дел является важным средством обеспечения прав и свобод личности в форме издания, переработки и отмены нормативных предписаний, регулирующих сферу правоприменительных отношений.

Важнейшей юридической формой деятельности органов внутренних дел, в т.ч. по обеспечению прав и свобод личности, является правоприменение.

Применению норм права органами внутренних дел присущи общие признаки и черты, характеризующие правоприменительную деятельность любого государственного органа с ее градацией на регулятивную и охранительную.

Наряду с этим правоприменению органов внутренних дел свойственны отличительные качества, обусловленные особенностями объекта воздействия, содержания функций, методов их осуществления, что выражается в большей правоохранительной ориентации применения правовых норм.

Основным видом работы органов внутренних дел в механизме обеспечения прав человека является их правоохранительная деятельность: предупреждение, выявление, раскрытие, расследование преступлений и иных правонарушений, посягающих на права и свободы граждан.

Содержание охраны прав и свобод граждан применительно к деятельности органов внутренних дел включает в себя предупреждение и профилактику нарушений прав и свобод личности, а также «…устранение препятствий, не являющихся правонарушениями и мешающих нормальному осуществлению прав и свобод граждан».

Поэтому основное назначение мероприятий, проводимых органами внутренних дел в сфере правоохранительной деятельности, заключается в предотвращении нарушений прав и свобод и устранении препятствий на пути их реализации.

Важная роль здесь отводится именно профилактике нарушений прав и свобод граждан. Органы внутренних дел в профилактике занимают ведущее место, т.к. именно на них возложена непосредственная обязанность по борьбе с преступностью.

Профилактика преступлений и иных правонарушений относится к числу приоритетных направлений деятельности органов внутренних дел.

Помимо правоохранительной, важным направлением деятельности органов внутренних дел в сфере обеспечения прав и свобод личности является правозащитная.

Защита выражается в действиях по пресечению запрещенного правовыми нормами поведения, применению санкций и мер принуждения в случае совершения правонарушения.

Осуществляя защиту прав и свобод личности, органы внутренних дел вмешиваются в поведение субъектов правоотношений, когда это поведение не соответствует требованиям режима реализации прав и свобод граждан.

Интересно
В ряде случаев, исходя из целевого назначения защиты, органы внутренних дел в случае нарушения прав и свобод личности на основе правовых средств воздействия осуществляют восстановление нарушенного права.

Важным моментом в процессе обеспечения прав и свобод личности является факт полного восстановления тех благ и жизненно важных интересов, которые были ущемлены в результате совершения правонарушения.

Проблема восстановления нарушенных прав имеет важное научное и практическое значение.

Ее невозможно решить без эффективной деятельности представительных и исполнительных органов государственной власти, судов, органов внутренних дел и других правоохранительных органов, без достаточно продуманного и совершенного законодательства, отвечающего условиям правового государства.

Наряду с правоохранительной и правозащитной органы внутренних дел осуществляют регулятивную деятельность, которая состоит в разрешении внутриорганизационных управленческораспорядительных дел (расстановка кадров, планирование, распоряжение материальными средствами, поощрение, выдача юридическим лицам разрешения на приобретение и хранение предметов сферы разрешительной системы и др.), а также в реализации некоторых прав и законных интересов личности.

Организационные формы в деятельности органов внутренних дел имеют важное значение в обеспечении прав и свобод личности как самостоятельно, так и в процессе нормотворчества и правоприменения.

Посредством организационных форм обеспечивается охрана общественного порядка, когда сотрудники органов внутренних дел создают условия для безопасной реализации гражданами своих прав и свобод (на проведение шествий, митингов и демонстраций, на труд, на отдых и т.д.), а в случае их нарушения принимают меры по их пресечению, выявлению правонарушителей и их задержанию, оказанию помощи пострадавшим и т.д.

Организационные формы прямо ориентированы на обеспечение прав и свобод личности в процессе социального обслуживания населения (оформление и выдача паспортов, ходатайств по вопросам гражданства, предоставление адресных справок, выдача разрешений на занятие определенным видом деятельности или приобретение оружия и т.д.), а также в чрезвычайных условиях (осуществление режимных мероприятий, поиск лиц, без вести пропавших, помощь безнадзорным детям, ограничение прав граждан на передвижение, во времени, при установлении комендантского часа и т.д.).

Важное место в структуре МВД России занимает полиция, которая предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Основными направлениями деятельности полиции являются защита личности, общества, государства от противоправных посягательств, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам, а также розыск лиц.

Кроме того, законодатель к основным направлениям деятельности полиции относит производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний, обеспечение правопорядка в общественных местах, обеспечение безопасности дорожного движения, государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц и осуществление экспертнокриминалистической деятельности.

По решению Президента Российской Федерации сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

В соответствии с действующим законодательством полиция осуществляет свою деятельность на основе следующих принципов:

  • принципа соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;
  • принципа законности, т.е. полиция осуществляет свою деятельность в точном соответствии с законом;
  • принципа беспристрастности, означающего, что полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств;
  • принципа открытости и публичности, заключающегося в том, что деятельность полиции является открытой для общества в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, а также не нарушает прав граждан, общественных объединений и организаций;
  • принципа общественного доверия и поддержки граждан, свидетельствующего о том, что полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан. При этом действия сотрудников полиции должны быть обоснованными и понятными для граждан. В случае нарушения сотрудником полиции прав и свобод граждан или прав организаций полиция обязана в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод;
  • в основу принципа взаимодействия и сотрудничества заложено положение, согласно которому полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;
  • содержание принципа использования достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем означает, что полиция в своей деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, применяет электронные формы приема и регистрации документов, уведомления о ходе предоставления государственных услуг, взаимодействия с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями и организациями. Кроме того, полиция правомочна использовать технические средства, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, при документировании обстоятельств совершения преступлений, административных правонарушений, обстоятельств происшествий, в т.ч. в общественных местах, а также для фиксирования действий сотрудников полиции, выполняющих возложенные на них обязанности.

К основным направлениям деятельности органов внутренних дел по обеспечению прав и свобод личности также относятся административно-правовая, оперативно-разыскная и уголовнопроцессуальная.

В деятельности органов внутренних дел административноправовая сфера наиболее объемна, она осуществляется посредством использования большого числа сил и средств различных служб и подразделений.

Важное значение в обеспечении общественного порядка, общественной безопасности, прав и свобод граждан отводится дежурным частям органов внутренних дел, службе участковых уполномоченных полиции, подразделениям, осуществляющим патрульно-постовую службу, Государственной инспекции безопасности дорожного движения и др.

Административная деятельность – это наиболее объемная составная часть деятельности органов внутренних дел, осуществляемая подразделениями, службами и сотрудниками с помощью различных административно-правовых методов и средств.

Эта деятельность в большей степени регламентируется нормами административного законодательства, что влечет вступление органов внутренних дел в административно-правовые отношения с различными субъектами, в т.ч. гражданами, по поводу реализации и обеспечения их прав и свобод.

В административной деятельности органов внутренних дел по охране и защите этих прав и свобод особое место занимает охрана общественного порядка, личной и общественной безопасности, реальное обеспечение которой дает гражданину действительную возможность использовать многие из них.

Оперативно-разыскная деятельность (ОРД) – одна из тех государственно-правовых форм борьбы с преступностью, которая по своему характеру, целям и способам их достижения может на основании закона ограничивать конституционные права граждан на неприкосновенность частной жизни.

Правовую основу оперативно-разыскной деятельности образуют Конституция РФ, УПК РФ, Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.06.2015) «Об оперативнорозыскной деятельности», другие законы, иные источники права.

К их числу относятся и нормативные акты, регулирующие организацию и тактику проведения оперативно-разыскных мероприятий, издаваемые органами, осуществляющими оперативноразыскную деятельность в соответствии с законодательством и в пределах предоставленной им компетенции.

Поскольку оперативно-разыскная деятельность существенно затрагивает права личности, главным образом при проведении таких оперативно-разыскных мероприятий, как опрос, наведение справок, наблюдение и ряда других, предполагает сбор сведений об образе жизни, поведении, привычках, порочных склонностях, контактах проверяемого лица, большая часть которых относится к сфере частной жизни, использование ее результатов возможно лишь в строго очерченных законом пределах.

В связи с изложенным возникает проблема создания надежного механизма от злоупотреблений при осуществлении оперативно-разыскных мероприятий и противоправного ограничения прав личности.

В соответствии с законодательством об ОРД, оперативноразыскная деятельность основывается на конституционных
принципах законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, а также на принципах конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств.

К основным задачам оперативно-разыскной деятельности относятся:

  • выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, а также выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших;
  • осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших;
  • добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической, информационной или экологической безопасности Российской Федерации;
  • установление имущества, подлежащего конфискации.

Одним из важных элементов этого механизма должна стать детальная правовая регламентация оснований ограничения неприкосновенности частной жизни при проведении оперативноразыскных мероприятий.

Уголовно-процессуальной деятельности органов внутренних дел отводится приоритетное место в системе обеспечения прав и свобод личности.

Правовую основу этой деятельности составляют Конституция РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ, а также некоторые нормативные акты министерств и ведомств.

Уголовно-процессуальная деятельность органов внутренних дел осуществляется посредством предварительного следствия и в форме дознания.

Методы исполнения процессуальных действий у них одинаковые, а отличаются они лишь объемом, кругом субъектов и подследственностью.

Характерная особенность уголовнопроцессуальной деятельности заключается в том, что она возникает лишь в связи с событием преступления и дальнейшим его расследованием.

Интересно
Расследование преступлений является одним из сложнейших видов социальной деятельности. Оно осуществляется специализированными органами государства – следственными и оперативными аппаратами, экспертными учреждениями, иными уполномоченными на то лицами и учреждениями.

Суть расследования состоит в том, что оно обусловлено необходимостью собирания для суда доказательств, которые невозможно получить в процессе судебного разбирательства.

В ходе уголовно-процессуальной деятельности преследуется две основных цели. Первая заключается в раскрытии преступлений и привлечении виновных к уголовной ответственности, т.е. создании предпосылок для осуществления правосудия, вторая – в обеспечении защиты прав и свобод граждан, вовлеченных в осуществление уголовного процесса.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)