Игровые технологии социально-культурной деятельности
Игровую технологию можно рассматривать как специализированную технологию в практике социально-культурной деятельности.
При этом игровая технология учитывает тот факт, что игра – потребность человека не как природного существа (наследующего биологический механизм развития), не как социального существа (наследующего и вырабатывающего социальные нормы), а как существа культурного – субъекта, вырабатывающего собственные механизмы самостановления, не определяемые никаким заранее установленным масштабом, кроме масштаба собственного бесконечного саморазвития. Этот масштаб («мера культуры») никем не наследуется, а вырабатывается самим субъектом. Этим определяется культуротворческая сущность игровой технологии.
Методологический уровень игровой технологии по своим задачам формирует «пространство» игрового знания, в котором воплощаются научные идеи и представления о должном в игровой культуре.
Аксиоматические положения. Аксиоматика игровой технологии представляет собой безусловные положения игрового знания (игрологии).
Аксиоматические положения игровой технологии обеспечивают устойчивость полифункционального содержания игровой культуры независимо от влияния субъективных факторов в процессе проективной деятельности. Следовательно, проективная деятельность по разработке параметров игровых моделей должна отвечать требованиям выработанных аксиом игровой культуры, тем самым исключается возможность «методологического разрыва».
В качестве аксиоматических положений выступают следующие положения игрового знания (игрологии):
- Добровольность и свободное участие играющих; заставить играть нельзя.
- Условность и иллюзорность игрового движения, когда «человек играющий» осознает, что он действует в рамках условной реальности, в отличие от повседневной жизни.
- Неопределенность игрового движения, то есть игровое движение не имеет предсказуемого развития или результата; в этом смысле игровое движение – всегда некий шанс или возможность для «человека играющего».
- Непродуктивность игрового движения; «человек играющий» не стремится к обретению материальных благ, не ищет пользы; смысл игрового движения в самоисполнении.
- Устойчивость игрового движения обеспечивается добровольной конвенцией играющих – принятием игровых правил и условий, которые подменяют собой обычные законы реальности и служат кодексом честной порядочной игры.
Аксиологические положения игровой технологии формируют в процессе социально-педагогического проектирования образа игры как культурного явления, когда игра обретает свою духовную сущность.
При этом категории ценностной сферы игровой культуры выступают и как мотивационные факторы поведения «человека играющего»:
- A fair play (честная игра); моральный императив, который есть не что иное, «как выраженный в терминах игры эквивалент порядочности».
- Игра свободна, она есть Свобода; ценностный идеал жизни, знаменующий победу над Принуждением.
- Игровое право опирается на принципы Равенства и Справедливости; непреложное следование каждого установленным нормам конкретной игры, во-первых, и, во-вторых, игра есть шанс для каждого.
- Ценностный смысл игры в целом – принятие драгоценности бытия, Жизнеутверждение; построение условного плана игры есть видение «человеком играющим» прекрасных сторон жизни, идеала.
- Игровое занятие утверждает идеал Гармонии общественных отношений; радость совместной игры – это радость совместных переживаний, возможность сделать своими чужие чувства, это рождение дружбы и товарищества.
- Игра осуществляет идею творческого Предназначения человека; творчески-преобразующий характер игровой деятельности открывает возможность попробовать другие возможные варианты жизни уже или еще не использованные в реальном плане, при этом деятельное начало игрового занятия исключает всякую возможность Разрушения.
- В моменты совершенных игровых переживаний «человеку играющему» открывается Красота мира; игровое занятие в своих совершенных формах объединяет в себе лучшие мгновения человеческой жизни, когда мировосприятие «человека играющего» постигает истинность и красоту окружающей реальности.
Принципы игровой технологии. В комплексной социально- педагогической системе «игровая технология» мы выделяем взаимообуславливающие друг друга принципы игрового общения. Основное требование, предъявляемое к принципам в системе социально-педагогического проектирования игровых моделей общения, – их сочетаемость и взаимосвязанность.
Принцип диалога в проектировании игровых моделей общения отражает саму суть межличностного взаимодействия, независимо от средств, которые оно использует. Педагогическая значимость этого принципа проектирования заключается в признании уникальности каждого участника игрового взаимодействия, принципиальное равенство возможностей в условиях игрового движения. Именно это положение и открывает простор для творческой инициативы «человека играющего». В этом смысле режим диалога создает условия для формирования умения владеть творческой инициативой.
Принцип комплиментарности в игровой технологии выступает необходимым условием социально-педагогического проектирования, обеспечивающим динамичность и вариативность, саморазвитие и целостность игрового движения.
Комплиментарными структурами в пространственно-временном континууме игры выступают:
- Условность и реальность игрового движения, когда «человек играющий» осознает, что он действует в рамках условной реальности, в отличие от повседневной жизни; «человек играющий» дополняет и преображает реальность так, что объект игры всегда представляет сочетание реального и условного; однако утрата «человеком играющим» ощущения двуплановости игрового движения аналогична прекращению игры.
- Личностное начало «человека играющего» (способности, игровой опыт и уровень его игровой культуры) и те препятствия, ограничения (в рамках игровых правил), которые необходимо преодолеть «человеку играющему» в условиях игрового движения.
- Личностное начало «человека играющего» (способности, игровой опыт и уровень его игровой культуры) и сверхличностное (случай, неожиданность, непредвиденность, непредсказуемость), к которому неприменимы никакие гарантии и которое проявляется фаталистически как необратимость, «судьба» в условиях игрового движения.
- Противоположностями в условиях игрового движения могут выступать две стороны в качестве соперников – «человек играющий» – «человек играющий» или одно игровое сообщество и другое игровое сообщество; ритмичность игрового движения в этом случае обеспечивается взаимным соперничеством за инициативу – каждая сторона стремится к инициативности, по возможности ограничивая инициативу противоположной стороны.
Принцип композиционной открытости необходимо обязывает «человека играющего» соблюдать правила игры и одновременно освобождает его творческие силы. Этот принцип предопределяет «открытость» игрового диалога для творческой инициативы «человека играющего», он раскрывает право «человека играющего» на импровизацию и поступок в игре как естественные условия новизны, неопределенности, непредсказуемости, неожиданности, напряжения и привлекательности в композиции игрового движения. Здесь правомерно указать на понятие «случайность» в игре, по отношению к которой невозможны никакие гарантии.
Раздел «человек играющий» создает обобщенный теоретический образ «человека играющего» с определенным спектром сущностных качеств и свойств мироотношения и мировосприятия:
- Особенностью игрового мироотношения человека, является то, что это образное, а не понятийное мировосприятие, при котором главную роль играют эмоциональный опыт, «эмоциональное мышление» человека и преобразующая сила его воображения.
- Игровое мироотношение человека воплощает в сфере игры сами принципы творчества – алгоритм создания и преобразования, в отличие от репродуктивного мироотношения человека вне игрового движения.
- Игровое мироотношение человека формирует собственные структуры сознания, не-однообразные и существующие рядом со структурами сознания сферы Реальности; именно поэтому игра не служит лишь имитацией сферы Реальности, а элементы реального опыта человека никогда не воспроизводятся в сфере игры так же, как они были представлены в действительности.
- Игровое мироотношение человека обладает качеством наивного восприятия, которое можно понимать как непосредственность; для «человека играющего» все возможно в сфере игры, его поведение самозабвенно, полностью подчинено игровым переживаниям; «человек играющий» самодостаточен, не думает об эффективности собственных действий и возможном использовании результатов деятельности.
- Игровое мироотношение человека определяется фактом проявления интегративного мышления – способности по-новому увидеть обычное, ассоциативно связывать далеко отстоящие друг от друга объекты, проявлять гибкость мышления, которая выражается в умении преодолевать функциональную однозначность объектов в игровом мире.
- Такой тип мироотношения человека формирует сознание (осознание) жизни, в отличие от навыков жизни, которые представляет ему деятельность в реальной, не игровой, сфере.
Организационно-функциональный уровень игровой технологии представляет собой этап социально-педагогического проектирования имитационных моделей игрового движения – моделирование пространственно-временной структуры игры, способов игрового движения и фаз развития игрового взаимодействия участников, разработку коммуникативной стратегии деятельности референтов игры, системы «коммуникативных опор» и этической системы игровых взаимодействий участников.
Пространственно-временная структура игры. Игровое время и игровое пространство – это преобразованное в структуру (или зримый образ) ментальное состояние игры, которое приобретает характер упорядоченного игрового движения.
В этом случае предметом проективной деятельности выступают следующие пространственно-временные характеристики (const) игрового движения:
- Условность игры – пространственно-образное решение, символический смысл игровых действий участников, совпадение единичного и всеобщего в игровом движении, перенос значений с одного предмета на другой и т.д.
- Игровая роль – приемы распределения игровых ролей; алгоритм ролевого поведения; морфология ролевого поведения.
- Правила игры – последовательность в выполнении игровых действий; способы выполнения игровых действий («язык» игрового общения); основные события игрового времени и игрового пространства (сюжет игры); нормы и предписания в игровом поведении «человека играющего»; характер творчески-импровизационных отношений (свобода, открытость, неожиданность, непредсказуемость и т.д.).
- Самоценность игры и игровые переживания «человека играющего» – неутилитарность и свободное самоосуществление; моделирование цепи «эмоциогенных ситуаций» в игре; приемов нарушения однообразия эмоционального опыта «человека играющего»; условий свободной инициативы «человека играющего», доверия к себе и т.д.
Способы игрового движения актуализируют потенциал игровой культуры в формах социально-культурной деятельности, придают выразительность тем или иным значениям мировосприятия «человека играющего», непосредственно формируют условное пространство игрового движения:
- Зрелищно-игровой способ предполагает организацию визуальных форм игрового движения и представляет собой развернутую на участников программу видимого (визуального) действия, имея целью установление информационно-коммуникативной (демонстрация игрового опыта, правил игры и др.), эмоциональной связи с участниками той или иной игровой формы. Организация восприятия, актуализация впечатлений и воздействие на воображение участников игрового движения является здесь центром профессиональной технологии.
- Ритуально-игровой способ наполняет игровые формы культуры высшей серьёзностью сакрального, священного и святого. Высшие процессы человеческого знания, мысли, чувства, языка и веры находят свое самое первое, самое высшее и самое священное выражение в ритуально-игровых формах культуры.
- Карнавально-игровой способ, когда игровая культура выражается как образная система в карнавальных формах социально-культурной деятельности и соответственно определяется ролевая стратегия и приемы карнавально-игрового поведения «человека играющего».
- Спортивно-игровой способ ярко выражает соревновательный элемент игровой культуры и находит свое воплощение в формах социально-культурной деятельности, в которых функция состязания (агона) приобретает форму игры и является первичной.
- Танцевально-игровой способ, когда ритмическое начало игровой культуры выступает как традиционный способ пространственно-временной организации игрового движения, гдепляска и пение – наиболее популярные формы деятельности в опыте игровой культуры и адекватные «природно-ритмическому» мироощущению «человека играющего».
Фазы игрового движения. Социально-педагогический алгоритм игровой технологии в своем деятельностном осуществлении представляет собой не что иное, как этапы формирования и проявления игровой культуры человека.
В информационно-коммуникативной фазе игрового движения проектируются условия активизации «человека играющего» на основе процесса усвоения способов и правил игрового взаимодействия.
Формирующе-коммуникативная фаза игрового движения – процесс самоопределения «человека играющего».
Игровое движение в этом случае проектируется как репродуктивное ввиду того, что подразумевает уже повторяющиеся (в информационно-коммуникативной фазе) способы игрового взаимодействия с целью их освоения. Репродуктивный характер игрового движения на данном этапе игры выражается также в овладении участниками внешней операциональной стороной игрового поведения (правилами и способами игрового общения, символическими жестами, игровыми текстами и т.д.).
Творчески-инициативная фаза игрового движения проектируется как ситуация проявления знания игровой культуры участниками игрового движения.
Продуктивная сторона игрового движения в этом случае проявляется в нестандартности, неформализованности сторон игрового общения. А игровая активность «человека играющего» здесь распространяется как на внешний поведенческий уровень игрового общения, так и на его глубинный личностный уровень.
Все перечисленные выше фазы деятельности в моделируемых формах игрового движения естественно рассматривать в качестве этапов формирования и проявления игровой культуры «человека играющего».
Раздел «референты игры». Референтная группа игры (или референты игрового общения) – это группа участников, владеющая игровым знанием, обладающая коммуникативно-организующими навыками (коммуникативной компетентностью), которая и является «транзитом» игровой культуры в игровых формах социально-культурной деятельности.
Коммуникативная стратегия участников референтной группы всегда ориентирована на реализацию следующих целей:
- Обеспечение естественного, без принуждения, вхождения «человека играющего» в режим игрового взаимодействия.
- Формирование единой коммуникативной стратегии через разработку и определение собственных альтернатив поведения (в соответствии с логикой игрового движения).
- Выявление психолого-педагогических приемов стимулирования творческой активности и инициативы «человека играющего».
- Собственное овладение игровым знанием, преобразование игрового опыта в стратегию игрового движения.
Система «коммуникативных опор» игрового движения. На этапе моделирования игрового движения возникает вопрос адекватной психологической настройки «человека играющего»: перевод «человека обыденного», с определяющими его условностями «реального» мира, в состояние «человека играющего», то есть приведение игроков в необходимое «стартовое» состояние. Именно в решении этой психолого-педагогической задачи и состоит оптимизация игрового движения.
Ниже нами предлагаются возможные приемы игровой технологии, которые в социально-педагогической практике игровых форм деятельности и выступают в качестве системы «коммуникативных опор» оптимизации игрового движения:
- программирование речевого воздействия референтов игры (вербальный код игрового движения);
- использование функциональной музыки (ритмического кода игрового движения);
- игровое маскирование (семиотический, художественный код игрового движения);
- смена видов игровой деятельности (вариативность игрового движения);
- определенная организация игрового пространства (коммуникативный код игрового движения);
- программирование потенциальных лидеров игрового сообщества (моделирование ролевых стратегий игрового движения).
Этика игры (этические «опоры» игрового движения). Предпосылкой актуализации моральных императивов игровой культуры в системно-технологической модели игрового движения является наличие у игры как таковой определенных свойств – потенциальных ценностей. Однако только в «человеке играющем» (игровом поведении) ценности игровой культуры получают свое актуальное существование: конкретное ценностное значение игровой культуры возникает, проявляется в тот момент, когда игра как таковая вовлекается в человеческую деятельность.
Этические составляющие игровой культуры моделируются с помощью универсальных понятий, выработанных в области игрового знания:
- Непреложным игровым правом являются правила; правила игры есть негласные предписания, которые устанавливают не только логический порядок игрового движения («что» и «зачем»), но и ее нравственный кодекс – «игры ради чести».
- Соблюдение принципа справедливости – непреложное и честное следование каждого участника установленным нормам конкретной игры.
- Состязательный и в то же время порядочный характер игрового движения есть шанс «каждому», запрет на применение приемов, которые ставят одних играющих в неравное положение по сравнению с другими играющими.
- Справедливый выбор ролевых стратегий (распределение ролей) внутри игрового сообщества, где есть свой традиционный игровой этикет взаимоотношений и действий.
- Самодостаточное игровое движение, не обусловленное «наличием выигрыша», «физической необходимостью» или «необходимостью» иного плана – путь красоты и гармонии игровых отношений.
- Поскольку игровое движение свободно от условностей «реального» мира, то сама граница категориальной противоположности «игра – серьезное» есть точка морального выбора и самоопределения человека в сторону личностной «свободы – несвободы», при этом игровое движение прерывает процесс несвободы («обыденности»).
Деятельностный уровень игровой технологии. Независимый статус «деятельностного уровня» игровой технологии продиктован следующим фактом проективной практики: введением в моделируемую систему игрового движения собственно реального субъекта игрового движения – «человека играющего».
В то же время успешная реализация деятельностного уровня игровой технологии требует наличия такого необходимого структурного момента игрового движения, как игровое сообщество. Именно игровое сообщество рассматривается нами в качестве адекватного условия формирования и проявления игровой культуры «человека играющего».
- Историческая логика и сущность социально-культурного проектирования
- Исследовательские технологии в современной социально-культурной сфере
- Межнациональные отношения в социально-культурной сфере
- Технологии избирательных кампаний
- Выставочные технологии
- Рекламно-информационное обеспечение
- Массмедийные технологии
- Инструментарий и ресурсы информационно-просветительной и рекламной технологии
- Отличительные признаки информационно-просветительной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу