Формальное признание функций конституционного суда

Своеобразие темы, а соответственно, и предмета настоящей публикации состоит в том, что правотворческие функции Конституционного Суда, будучи производными от реализации основных статусных направлений и форм его деятельности, не имеют формального признания, конституционно и законодательно регламентируются, хотя сам реальный факт их существования уже давно отмечается не только специалистами-исследователями, но и, что особенно знаменательно, самими судьями Конституционного Суда РФ.

Результаты же проведенного исследования позволяют увидеть конкретные истоки такого правотворчества, формы и способы проявления свойственных Конституционному Суду РФ правотворческих потенций, теоретически осмыслить и оценить основные правовые опосредования и взаимосвязи конституционно-судебного правотворчества с законодательным органом государственной власти, а также с судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

К результатам исследования следует также отнести ряд суждений и выводов, которые позволяют на основе критической оценки деятельности Конституционного Суда РФ как органа государственной (судебной) власти в аспекте его правотворческих возможностей взглянуть на перспективу развития судебного правотворчества в нашей стране.

Автор придерживается мнения, что существующий статус Конституционного Суда РФ, позволяющий ему довольно широко использовать свои правотворческие возможности, нуждается в реформировании, которое могло бы стать существенной частью проводимой в стране судебной реформы.

Содержанием указанного реформирования могло бы стать, с одной стороны, превращение Конституционного Суда РФ в реальный судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть, сняв многие из установленных Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” ограничений (невозможность по собственной инициативе оценивать конституционность нормативных актов и договоров, без чего практически и не может быть контроля;

Интересно
Отсутствие права оценивать конституционность действий Президента РФ и других высших должностных лиц, правоприменительную практику, в том числе и других судов; связанность проверки конституционности только по предмету, указанному в обращении, и лишь в той части акта или компетенции органа, конституционность которых подвергнута сомнению в обращении, и др.).

С другой стороны, Конституционный Суд РФ, став в нынешнем своем виде по преимуществу органом вовсе не судебной власти, причем явно конкурирующей с властью законодательной, должен быть преобразован в орган действительного судебного контроля. Он мог бы быть лишен исключительных (“чрезвычайных”) полномочий (решения Конституционного Суда РФ являются окончательными, не подлежат обжалованию, вступают в силу немедленно по их провозглашении, действуют непосредственно и не нуждаются в подтверждении другими органами и должностными лицами, не могут быть преодолены повторным принятием государственным органом или должностным лицом того же акта).

Высказанное в литературе мнение о том, что в статусе Конституционного Суда РФ находит свое проявление свойственная принципу разделения властей система сдержек и противовесов, когда “связанная инициатива” Конституционного Суда “уравновешивается” наделением его исключительными (“чрезвычайными”) полномочиями, по нашему мнению, абсолютно несостоятельно уже потому, что “разделение властей” пытаются усмотреть в пределах одной власти – власти Конституционного Суда РФ.

В целом эта довольно уродливая конституционно-правовая конструкция во многих случаях приводит и к нарушению действительной системы разделения властей, и к нарушению основных прав человека и гражданина. Главная же угроза, постоянно исходящая от правотворчества Конституционного Суда РФ, – это подмена им функций законодательной власти.

Такая подмена становится возможной и в результате присущих Конституционному Суду РФ исключительных полномочий, в силу которых обязательность его решений распространяется и на законодателя.

Причина также кроется в том, что сфера компетенции Конституционного Суда РФ, по замечанию В.А. Туманова, “охватывает все законодательные и иные нормативные акты на уровне высших органов государственной власти Федерации и ее субъектов”

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)