Социокультурная ситуация перестройки и постперестроечной России
Ментальные факторы, повлиявшие на развал Советского Союза, достаточно четко прослеживаются в истории позднесоветской литературы. Эта проблема, безусловно, остается актуальной и, по-видимому, еще долгие годы будет предметом всевозможных интерпретаций.
Она транслируется как через образы, угнетающие психику реципиента, так и через безысходное сюжетосложение или прямые пессимистические утверждения. Перечисленные явления принято обозначать словом «чернуха».
Принципиально важно, что чернуха – это не тема или объект изображения, а установка на негативное мировосприятие, свойственная современной культуре. Ужасное, пессимистическое, шокирующее в искусстве существовало задолго до чернухи – все это было присуще еще древнегреческой трагедии.
Чернуха предполагает совершенно иной, обратный катарсису эстетический эффект – наслаждение отвратительным и/или наслаждение безысходностью (у нравственно здорового реципиента – отторжение, возмущение).
Воспользуемся описанием сущности чернухи из статьи критика А. Г. Рудалёва: «мир смертельно болен, и человеку остается лишь наблюдать и описывать его стремительное разложение или – в качестве выхода – предложить воспользоваться эфтаназией. Человек лишь номинально свободен в выборе из общего арсенала страстей, а на самом деле связан по рукам и ногам. В полных потемках он сам превращается в тень. Неудивительно, что люди не замечают друг друга, наступают и машинально давят себе подобных. Единственный выход – смириться и попытаться мимикрировать под реальность, и чем быстрее человек это сделает, тем лучше для него самого. Он должен привыкнуть, смириться с мыслью, что такова его доля, и не претендовать на что-то большее».
Наслаждение безысходностью – эстетический эффект чернухи, который, по-видимому, был невозможен для читателя или зрителя до конца ХХ века. Декаданс начала столетия был, согласно В. М. Толмачеву, «многозначен и, скорее, является символом глубинного сдвига культуры, переходности, нежели буквальным обозначением упадка и вырождения». Если декаданс извращал человеческие ценности, то утверждал ценность этих извращений, чернуха же ориентирована на окончательное обесценивание всего сущего.
Ключевая особенность чернухи – принципиальная и последовательная разрушительная направленность. Эта тенденция характерна именно для поздней фазы цивилизации, которой свойственно самоотрицание и реальная ориентация на самоуничтожение – таков сущностный философский посыл чернухи. Он соприроден самоистязаниям так называемых художников-акционистов.
Как известно, искусство и сходные с ним информационные явления служат не только индикатором культурного состояния
общества, но и средством активного формирования этого состояния.
Чернуха, как было показано ранее, является инструментом формирования общественного сознания по определенному принципу, навязывания публике негативного миросозерцания и развенчания культурных ценностей.
- Доходы населения
- Творчество Алексея Ахматова
- Стихотворения Евгения Каминского
- Творчество Валентина Голубева
- Современный рассказ
- Осмысление национальной судьбы в романе Веры Галактионовой Спящие от печали
- Почвенническая традиция в постсоветской прозе
- Роман Петра Краснова Заполье
- Игровое и реалистическое освещение новейшей истории
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу