Сопоставление методики и технологии

Несмотря на значительные исследования в области ПТ, до сих пор не выделены отличия между методикой и технологией. На это указывают многие исследователи. В. В. Юдин считает, что технология – это каркас, методика – оболочка, форма деятельности педагога. ПТ обозначает суть действий, ведущих к формированию результата, методика характеризует внешнее оформление этих результатов.

Методика описывает эмпирический опыт, мастерство педагога, она ближе к его артистизму, искусству. В. В. Гузеев убежден, что методика имеет статистическую природу, а внешнее оформление действий – это педагогическая технология.

Мы также считаем, что необходимо аргументированно развести понятия «методика» и «технология». Основываясь на анализе научных исследований и собственном видении данной проблемы, предлагаем характеристики методики и технологии в обучении, которые позволят выделить их отличительные признаки (табл. 1).

Сопоставление методики и технологии

 

Сопоставление методики и технологии

На основании вышеизложенного, делаем выводы о том, что технология не является методикой и вместе с тем не отменяет методики. Технология организует целостный учебный процесс, а методика – педагогические ситуации.

Интересно
Как показывает изучение работы школ города, в последнее время принято использование отдельных элементов разных технологий. Однако, если вследствие такой деятельности не регламентируются новые процедуры и правила проектирования учебного процесса, то есть не создается новая педагогическая технология, то такую организацию УВП нельзя считать технологичной, а потому не следует ожидать воспроизведения результатов используемых технологий. Это наиболее распространенное заблуждение, которое дискредитирует идею технологизации учебного процесса.

Здесь мы согласны с В. В. Юдиным и считаем, что педагогическая технология – каркас, регламентирующий основные процедуры образовательной деятельности (целеполагание, содержание диагностики, ВСД, коррекции и механизмы их организации, логическую структуру учебного курса и темы).

ПТ ограничивает творчество учителя лишь с целью обеспечения взаимосвязанности всех дидактических процессов, рациональной и научно обоснованной организации образовательного процесса.

В рамках «технологического каркаса» учитель по-прежнему может довериться своей интуиции, озарению (экспромту), мастерству, проявить индивидуальность и пр. Большой объем исследований в области ПТ вызвал необходимость в систематизации, классификации подходов к пониманию этого явления педагогической науки и практики.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)