Развитие семейной педагогики в России
В конце 19 в. в России значительно возрос общественный и педагогический интерес к проблемам воспитания детей в семье.
В этот период начала складываться новая отрасль педагогического знания – семейная педагогика.
В русской педагогике конца 19 – начала ХХ в. формируется и развивается несколько направлений семейного воспитания, к которым можно отнести следующие:
- народность в семейном воспитании (Д.Д. Семенов, М.И. Демков);
- свободное семейное воспитание (Л.Н. Толстой, К.Н. Вентцель);
- антропологическую теорию семейного воспитания (П.Ф. Лесгафт, П.Ф. Каптерев);
- естественно-научное направление в семейной педагогике (В.М. Бехтерев, В.В. Гориневский);
- религиозно-нравственное семейное воспитание (В.В. Зеньковский, В.В. Розанов).
Коротко охарактеризуем основные идеи семейного воспитания. Теория народности в семейном воспитании предусматривает опору на народную культуру, родной язык и духовность в ходе воспитания.
Свободное воспитание одним из направлений экспериментальной педагогики.
Требования свободного воспитания в России сводились к концепции самопроизвольного развития творческих сил и способностей ребенка в семейной атмосфере. По мнению К.Н. Вентцеля, свобода детского творчества предполагает свободу отношений с родителями и учителями.
Представители этого направления детально разрабатывали принципы, средства и методы воспитания детей в семье, изучали приемы педагогического стимулирования поведения детей и общие условия успеха семейного воспитания.
Даведьянова Н.С. утверждает, что В.М. Бехтерев, В.В. Гориневский, А.А. Бернштейн, А.Н. Дернов-Ярмоленко создали внутри антропологического направления естественно-научную теорию семейного воспитания. Педагоги впервые предложили научно обоснованную теорию полового просвещения и воспитания детей.
Одно из важных мест в семейной педагогике отводится религиозно-нравственному семейному воспитанию, где религиозность понимается как совершенствование личности на основе нравственных знаний. Так, В.В. Розанов предлагал воспитание и обучение в школе и других общественных учреждениях строить по принципам семейного воспитания.Большой интерес представляет попытка изучения социализации личности в процессе семейного воспитания, сделанная в трудах П.Ф. Каптерева, М.М. Рубинштейна и др. Кроме того, творчество выдающихся русских педагогов, за редким исключением, нельзя определенно отнести к какому-то одному из перечисленных направлений в педагогике, поскольку многие ученые изучали процесс семейного воспитания с различных сторон.
В этот период издаются журналы, адресованные матерям («На помощь матерям», «Семейное воспитание», «Педагогический листок», «Образование», «Женское образование»), на страницах педагогической периодики («Вестник воспитания», «Семья и школа», «Свободное воспитание») и в других журналах («Русская старина», «Русский архив») печатаются статьи о проблемах семейного воспитания.
Таким образом, в конце 19 – начале 20 в. педагогическая мысль в России активно изучала проблемы семейного воспитания в различных его аспектах.
- Влияние неблагополучной семьи на развитие и воспитание личности ребенка
- Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка
- Понятие о семейном воспитании
- Материнская и патериальная депривация
- Сенсорная депривация
- Депривация и ее последствия
- Неполная семья как особый вид родительско-детских отношений
- Пограничные семьи
- Семьи со скрытой формой неблагополучия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу