Развитие функциональной асимметрии мозга

Отсутствие единой теории появления и развития функциональной асимметрии мозга в онтогенезе компенсируется многочисленными гипотезами, обобщающими огромный фактический материал, накопленный в этой области.

В большинстве работ, посвященных функциональной асимметрии мозга в детском возрасте, исследователи так или иначе пытаются ответить на вопрос о времени появления латерализации и особенностях ее формирования в последующем развитии.

Одни считают, что мозговая асимметрия развивается постепенно в детстве, достигает максимума во взрослом состоянии и нивелируется в процессе старения.

Другие доказывают инвариантность асимметрии, которая может обнаруживаться еще до рождения, несмотря на развитие психических функций, когнитивной деятельности и поведения в целом.

Третьи рассматривают признаки латерализации, выявленные в раннем онтогенезе, лишь как предпосылки для дальнейшего формирования полушарной асимметрии.

Особенно этот аспект важен как для понимания нормального развития речи, так и для ответа на вопрос, связаны ли отклонения в развитии доминантности с различными нарушениями развития речи.

И тем не менее исследования, проведенные в последние годы, позволяют выстроить единую схему формирования функциональной межполушарной асимметрии в процессе онтогенеза.

Наиболее перспективной представляется «системно-динамическая концепция в онтогенезе функциональной асимметрии полушарий исходит из принципов динамической локализации функций и их системной организации.

Согласно этим принципам, осуществление психических функций обеспечивается совместной работой обоих полушарий, каждое из которых вносит свой специфический вклад в реализацию той или иной функции».

Поэтому «важный раздел (полушарной проблематики) составляет «специфика» полушарных взаимодействий в нормальном онтогенезе и патологии высших психических функций (ВПФ), и в частности, речевых, динамичность их состояний».

Во-первых, выделяется онтогенетический фактор, определяющий характер функциональной асимметрии.

Отсюда предполагается постоянное развитие мозговой асимметрии по мере взросления ребенка в рамках «нормативной онтогенетической последовательности становления прогрессирующей латерализации», причем это развитие идет от простых проявлений феномена асимметрии к сложным, однако возможные механизмы нарастания межполушарной асимметрии до сих пор не совсем ясны.

Во-вторых, состояние и динамика функциональной межполушарной асимметрии в значительной степени определяются структурно-функциональной организацией мозга, психологической и мозговой организацией психических процессов на разных этапах онтогенеза.

С этой точки зрения внешне противоречивые концепции развития асимметрии — инвариантная и прогрессивной латерализации — равноправны и описывают различные этапы функционального развития мозга.

В-третьих, сама асимметрия мозга как динамическое функциональное образование слагается из многих факторов в процессе онтогенетического развития, и только их комплексное действие приводит к появлению эффекта межполушарной асимметрии человека.

Интересно
В каком-то смысле асимметрия — побочный феномен полушарной специализации, характерный для мозговой организации человеческой психики. Важнейшими факторами, формирующими МПА, являются мануальное доминирование, развитие речи и произвольная регуляция психических процессов.

Поэтому появление истинной межполушарной асимметрии можно отнести лишь к периоду созревания регулирующей функции речи в психической деятельности (от 7 до 12 лет), тогда как в предшествующем периоде онтогенеза формируются только ее предпосылки.

Сам процесс становления сенсомоторных показателей проходит через этапы, направления и степени латерализации.

Направление асимметрии (латерализация) является наиболее ранним онтогенетическим признаком, степень (интенсивность) — более поздний и изменяющийся на протяжении всего онтогенеза латерализационный признак.

Например, мануальное предпочтение выявляется уже у плода и у новорожденных в ранний постнатальный период, в то время как степень доминирования руки отчетливо возрастает в возрасте от 3–4 до 16–18 лет и далее может изменяться под влиянием многих факторов (средовых, профессиональных, спортивных, стрессовых, патологических).

Внутриутробное наблюдение двигательного поведения уже на 9–10 неделе можно видеть движение одной рукой (в 75% правой).

Кроме того, наблюдение 75 плодов показало, что если на 15 неделе и далее он сосет большой палец правой руки, то после рождения (тесты на определение мануальной доминантности проводились в возрасте 10–12 лет) развивается как правша (все 60 случаев), а из 15 сосавших большой палец левой руки — 10 стали левшами, а 5 — правшами.

Популяционные исследования онтогенетического становления функциональной межполушарной асимметрии у детей позволяют проследить основные закономерности ее формирования, выявить критические периоды развития и связь с состоянием ВКФ и локальных (функциональных) систем мозга.

Поскольку именно в речи асимметрия участия полушарий (доминантность по речи) обсуждается как главный критерий, важно отметить, что разные аспекты речевой деятельности развиваются в детстве не одновременно и, по-видимому, это отражается на противоречивости результатов лабораторных экспериментов и взглядов на онтогенез функциональной асимметрии.

«Данные нейропсихологического изучения эффектов поражения левого и правого полушарий головного мозга в детском возрасте, а также результаты изучения формирования полушарий в онтогенезе позволяют сделать вывод о том, что оба полушария, совместно участвуя в осуществлении речевых процессов на разных этапах развития, играют различную роль и обладают различной функциональной значимостью.

Степень участия правого полушария в различных формах речевой деятельности определяется характером и условиями решаемой задачи, при этом ведущая роль правого полушария обнаруживается в реализации просодических, интонационных и актуально-семантических аспектов речевого поведения.

Принимая во внимание, что именно эти компоненты языкового поведения играют особую роль на ранних этапах онтогенеза, можно объяснить значимость функционального вклада правого полушария для процесса усвоения языка ребенком».

Дальнейший анализ роли полушарий в развитии речи позволяет Т. Г. Визель утверждать, что «каждое из полушарий мозга тотально необходимо на этапах освоения знаний, интегрируя в него то, на что другое неспособно.

В то же время полушария изменяются, становясь частично самостоятельными в том, что было невозможно до межполушарных взаимодействий».

Так подчеркивается роль внутриполушарных изменений в процессе развития, а не только функциональные асимметрии в речевых процессах.

Например, есть разница в полушарных механизмах понимания и воспроизведения текстов. Так, в исследовании с использованием fMRI, в котором участвовали испытуемые разного возраста (от 6 до 24 лет), было показано, что в задачах на понимание речи билатеральная система устанавливается довольно рано.

Только для задачи на понимание вербальный IQ коррелирует с латерализацией, и он тем выше, чем больше вовлечено именно правое полушарие.

Интересно
Для порождения речи с возрастом меняется система в целом, включая латерализацию. Кроме того, у 24% испытуемых была противоположная латерализация для понимания и продуцирования речи: большая активность правого полушария при восприятии и левого при продуцировании.

Новизна и привычность — это определяющие характеристики психической жизни любого существа, способного к обучению. Э. Голдберг разрабатывает идею о том, что различия между двумя мозговыми полушариями основаны на различии между когнитивной новизной и когнитивной рутиной.

Может быть, правое полушарие особо искушено в обработке новой информации, а левое полушарие особо искушено в переработке рутинной, знакомой информации?

Рассматривая последствия повреждения мозга, он приходит к логичному выводу: левое полушарие в большей мере отвечает за идентификацию предметов как членов уже известной человеку многочисленной категории, а правое — за идентификацию уникальных особенностей предметов.

Выводы о левом и правом полушариях были сделаны на основе рассмотрения последствий ассоциативных агнозий и апперцептивной агнозии соответственно.

Говоря о человеческой речи и ее локализации в мозге, Голдберг указывает на тесную связь отображения физического мира и языкового описания и приходит к выводу, что речь относится к левому полушарию, так как такая связь обусловлена связью левого полушария с перцептивным распознаванием обычных закономерностей («общих категорий»).

Гипотеза относительно новизны–рутинности позволяет нам видеть динамический характер межполушарных взаимоотношений.

Так, например, при определении доминантности с помощью дихотических тестов неречевые музыкальные стимулы применяются в зависимости от опыта испытуемых: они будут разными для «наивных», т.е. непрофессионалов, и для музыкантов.

Ведь чтобы стать профессиональным музыкантом, регулярно тренируются с детства и овладевают нотной грамотой, и у музыкантов при дихотическом восприятии мелодий, так же как и в речи, наблюдается «эффект правого уха».

Исходя из этого предположения, можно яснее увидеть, что коммуникативные аспекты речевой деятельности как у ребенка, так и у взрослого в значительной степени связаны с новизной и вниманием к контексту.

Мы никогда точно не знаем наперед, что скажет собеседник или диктор новостей, только понимание контекста позволяет в определенной степени прогнозировать и формировать ответную реакцию, и в этих аспектах мы видим значительную роль правого полушария.

В детском возрасте постоянное приобретение новой информации — одна из главных жизненных задач. При этом нам представляется важным вспомнить об особенности познавательного развития ребенка на начальных этапах.

В фундаментальной работе «Мышление и речь» Л. С. Выготский говорит о доречевой стадии развития интеллекта и доинтеллектуальных корнях речи.

И «в известный момент, приходящийся на ранний возраст (около двух лет), линии развития мышления и речи, которые шли до сих пор раздельно, перекрещиваются, совпадают и дают начало совершенно новой форме поведения, столь характерной для человека».

Поскольку в раннем возрасте высока пластичность мозга и в поведении доминируют неречевые и доречевые аспекты взаимодействия с внешним миром, ведущая роль правого полушария представляется существенной.

Известно, что внутриутробные и перинатальные повреждения левого полушария могут компенсироваться за счет реорганизации речевых функций с вовлечением симметричных зон правого полушария.

Динамика функциональной асимметрии полушарий продолжается в течение жизни также под влиянием развития различных функций, и главным образом речевых и моторных навыков, в результате обучения.

Так, у неграмотных взрослых (не овладели навыками чтения и письма и элементами математики в школьном возрасте) наблюдается более симметричное, чем у грамотных людей, вовлечение полушарий в речевые процессы.

По мере овладении новым языком асимметрия в межполушарном взаимодействии в речи на новом языке изменяется по мере формирования двуязычия и в связи с типом двуязычия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)