Посредничество в конфликтах

В случае безысходности и бесперспективности обсуждения различных предложений, которые взаимно отвергаются взаимодействующими сторонами, вполне оправданно и целесообразно пригласить для участия в переговорах «третью сторону», призванную исполнять роль арбитра в урегулировании некоторых вопросов.

Интересно
Однако, если есть желание сторон прибегнуть к посредничеству, первый вопрос, который возникает, – где найти посредника? Посредник должен быть компетентным, нейтральным лицом, пользующимся доверием у всех конфликтующих сторон.

В России есть опыт досудебного урегулирования конфликтов, но его нельзя назвать обширным. Иногда посредничеством занимаются юридические фирмы; по обоюдному согласию сторон можно пригласить авторитетное лицо, организацию.

Внутри организации в качестве посредника может выступить отдел контроллинга, если таковой имеется в структуре предприятия и наделен соответствующими полномочиями.

Механизм посредничества должен быть достаточно гибким, что достигается за счет многообразия видов посредничества, а также их сочетаний.

К наиболее распространенным видам относятся:

  • предлагаемое – испрашиваемое;
  • договорное – фактическое;
  • формальное – неформальное;
  • постоянное – временное;
  • одностороннее – многостороннее;
  • официальное – неофициальное.

Одна из первых целей посредника – создание эффективных каналов коммуникации, позволяющих участникам конфликта донести свою точку зрения до противоположной стороны. Посредник может организовывать прямые контакты-переговоры.

Налаживание канала общения может идти различными способами. Это могут быть встречи посредника последовательно с каждой из сторон. Посредник должен быть хорошим психологом.

При беседах с каждой из сторон посредник указывает на те факты, которые остались вне поля ее внимания, тем самым формируя у нее более сложную и одновременно более адекватную картину.

Стороны, находясь в конфликтных отношениях, часто проявляют негативные эмоции, враждебность, раздражение. Разумеется, все это не способствует поиску путей решения, поэтому в задачи посредника входит создание деловой атмосферы на переговорах.

Специалисты подчеркивают особую важность рабочих, партнерских отношений в процессе переговоров. Если речь идет о конфликте, то дружеские отношения исключены по определению в силу ситуации, следовательно, задача состоит в том, чтобы избавиться от враждебности.

Важная функция посредника заключается в том, чтобы помочь сторонам увидеть проблему глазами партнера.

Однако увидеть проблему глазами оппонента недостаточно для ее решения. Важнейшая задача посредника состоит в анализе проблемы и определении возможных вариантов решения.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)