Определение эффективности системы управления земельными ресурсами
Эффективность системы управления земельными ресурсами зависит от многих факторов и в значительной степени обусловлена следующими условиями:
- соответствием задач управления на федеральном и региональном уровне;
- системой взаимодействия исполнительных и законодательных органов власти;
- укомплектованностью кадрами органов управления и степенью квалификации специалистов в органах системы управления;
- обеспеченностью актуальной информацией по результатам инвентаризации земель, землеустройству, кадастрам, мониторингу и оценке земель;
- уровнем автоматизации процесса управления и ведения государственного кадастра недвижимости;
- возможностью адаптации используемых геоинформационных систем к условиям объекта управления.
Эффект системы управления земельными ресурсами следует рассматривать как результат управленческих действий, выраженный в абсолютных и относительных показателях, а эффективность системы управления земельными ресурсами заключается в повышении качества и уровня использования земельных ресурсов при осуществлении управленческих действий.
Эффективность системы управления земельными ресурсами можно подразделить на правовую, экономическую, экологическую, организационно-технологическую, информационную и социальную составляющие (рисунок 55).
Под экономической эффективностью управления земельными ресурсами понимают результативность деятельности государственных и муниципальных органов по управлению земельными ресурсами, измеряемую отношением полученного количественного экономического эффекта (результата) к затратам средств на управленческую деятельность.
Необходим показатель экономической эффективности – единственный комплексный показатель, по которому можно оценить экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами, однако, в настоящее время отсутствует методика его расчета.
Эффективность управления земельными ресурсами необхо-димо рассматривать на уровне:
- Российской Федерации – общехозяйственная;
- региона (область, район) – региональная;
- конкретного землевладения, землепользования – коммерческая эффективность.
Экономическую эффективность системы управления земельными ресурсами подразделяют на абсолютную (прямую), фактическую, расчетную. Абсолютную (прямую) эффективность определяют как реальную экономическую отдачу от управленческих действий (увеличение сбора земельного налога, плата за информацию и оказание услуг и т. д.).
Абсолютная эффективность системы управления складывается из прямого эффекта и части косвенного и опосредованного эффектов, получаемых вследствие принятия экономически эффективного управленческого решения по развитию территории.
Расчетная эффективность определяется количеством и составом расходов, их окупаемостью на перспективу с учетом нормативных показателей. Фактическая и расчетная эффективности часто не совпадают вследствие экономических, организационных, административных, правовых и других причин.
Социальная эффективность системы управления земельными ресурсами – это создание благоприятных условий для улучшения жизнедеятельности населения, социального развития общества, получаемых в результате принятия управленческого решения.
Организационно-технологическая эффективность системы управления земельными ресурсами отражает эффективность процесса планирования, организации технико-технологического обеспечения управленческого процесса. Информационная эффективность управления земельными ресурсами – это полное обеспечение актуальной информацией всей системы управления.
Оценку эффективности системы управления земельными ресурсами следует рассматривать с общехозяйственной (макроэкономической) точки зрения, а также – на региональном уровне (субъектов РФ) и муниципальных образований. Выделяют затратный и доходный критерии оценки системы управления земельными ресурсами.
Критерий может отражать рыночную результативность системы управления земельными ресурсами – соответствие стратегии развития системы управления потребностям земельного рынка, финансовую результативность – соответствие системы управления земельной собственностью критериям эффективности инвестиций, сроку окупаемости, возможности использования налоговых льгот.
Выделяют внешние критерии оценки системы управления земельными ресурсами:
- правовая обеспеченность – соответствие действующему законодательству, общественное мнение по вопросам реализации управленческих решений;
- научно-технические критерии – перспективность принятых решений; возможность применения полученных результатов в процессах управления; воздействие на другие проекты (варианты), представляющие государственный интерес;
- социальные критерии – изменение числа рабочих мест; улучшение условий труда и жизни, своевременность удовлетворения потребностей в информации;
- производственные – доступность необходимых материалов и дополнительного оборудования; применение новых технологий; характеристика производственного персонала по квалификации и численности; издержки производства.
Важен учет региональных условий – природно-климатических и экономических особенностей, степени обеспеченности земельными ресурсами, возможности их освоения и улучшения, степени инвестиционной привлекательности региона и других. Эффективность управления земельными ресурсами оценивают в последовательности, отраженной на рисунке 56.
В качестве критерия эффективности могут быть выбраны: максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами; минимум расходов на функционирование органов системы управления: максимум доходов от действий системы управления земельными ресурсами при определенном уровне финансирования.
При определении эффективности государственного управления земельными ресурсами можно использовать следующие методы: сравнения; индексный; балансовый; графический; экономико-математические (моделирование, кластерный анализ, расчетно-корреляционный анализ, метод нейронных сетей и т. д.).
Для проведения анализа эффективности системы управления земельными ресурсами на уровне субъекта Российской Федерации необходимо собирать подробную информацию на двух уровнях: непосредственно на уровне субъекта Российской Федерации и на уровне федерального округа, в который входит данный субъект Российской Федерации. С целью более детального анализа эффективности системы управления необходимо собрать не только экономические показатели, но и социальные, правовые и экологические, используя различные источники информации.
Современное состояние системы управления и формирование ее на перспективу анализируют следующими методами и приемами: экспертных оценок, анкетирования, факторного анализа, кластерного анализа, группировок. Инструментарий для оценки финансирования и результативности системы управления земельными ресурсами должен отражать динамику формирования устойчивого функционирования системы.
Полученные данные подвергают математической обработке на основе стандартных экономико-математических методов, используют кластерный анализ, факторный анализ, линейную и нелинейную регрессии, анализ временных рядов и др. Часто применяют метод корреляционно-регрессивного анализа. Наиболее проста в использовании линейная форма зависимости, в том числе множественная линейная зависимость.
Для моделирования экономического эффекта системы управления земельными ресурсами может быть использован множественный корреляционно-регрессивный анализ. После анализа коэффициентов парной корреляции и отбора наиболее значимых факторов рассчитывают уравнения множественной корреляции, из которых выбирают зависимость с наибольшим коэффициентом множественной детерминации корреляционной зависимости.
Определение факторов, оказывающих влияние на управление земельными ресурсами можно разделить на следующие части: определение (классификация) факторов, влияющих на эффективность управления земельными ресурсами, и влияния отдельных факторов на поступление земельных платежей, в том числе от финансирования землеустроительных и кадастровых работ; выбор наиболее существенных факторов.
К косвенным показателям функционирования системы управления земельными ресурсами можно отнести степень квалификации сотрудников, уровень образования, степень загруженности и т. д.
Влияние системы управления земельными ресурсами на экономическую деятельность региона устанавливают в следующей последовательности:
- определяют результативный показатель, характеризующий экономическую деятельность региона;
- выбирают факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на результативный показатель;
- составляют статистическую модель зависимости результативного показателя от факторов, его обусловливающих;
- строят модели на основе нейросети для аналогичных переменных;
- определяют размер вклада каждого фактора в значение результативного показателя; анализируют результаты.
По исследованиям А. А. Варламова в качестве факторов, оказывающих влияние на размер земельных платежей, могут быть рекомендованы показатели, приведенные на рисунке 57.
Из множества показателей (стоимость промышленной и сель-скохозяйственной продукции, рентабельность производства, вало-вой региональный продукт, поступление платежей за земельные и иные ресурсы и др.) в качестве результативного может быть ис-пользован валовой региональный продукт в расчете на единицу площади, так как этот показатель наиболее полно характеризует экономическую деятельность субъектов Российской Федерации.
На результаты экономической деятельности региона влияет много разнообразных факторов: плотность населения; простран-ственные показатели (например, удельный вес населенных пунктов в общей площади региона, площадь, протяженность и др.); инве-стиции в промышленное производство; затраты на отдельные виды землеустроительной и земельно-кадастровой деятельности и др.
По исследованиям А. А. Варламова для проверки проведенных статистических расчетов (с теми же исходными данными) бы-ла определена степень влияния факторов на размер валового регионального продукта. Наибольшее значение имели стоимость ос-новных производственных фондов (1,000), финансирование землеустроительных и земельно-кадастровых работ (0,714), инвестиции в регион (0,397).
- Государственное управление земельными ресурсами в Китае
- Государственное управление земельными ресурсами в США
- Государственное управление земельными ресурсами в странах Европы
- Особенности управления земельными ресурсами в зарубежных странах
- Повышение результативности осуществления земельного надзора
- Ведение государственного земельного надзора в Краснодарском крае
- Государственный земельный надзор в РФ
- Мотивация землепользователей к организации рационального использования земель, повышению почвенного плодородия
- Тенденция повсеместного снижения уровня почвенного плодородия
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу