Нарушения формирования звуковой стороны речи у детей с открытой ринолалией
При открытой ринолалии нарушена согласованность всех трех компонентов акта речевой фонации «дыхание-голосообразование-артикуляция», что обуславливает сложный многообразный характер проявлений речевого расстройства.
Несмотря на нарушение анатомической целостности губы и неба, на первом году жизни оральные реакции детей с расщелиной близки к норме, разобщенные мышцы мягкого неба и губы активны, корень языка подвижен. Сосательные движения ребенка приспосабливаются к форме и размеру анатомического дефекта: при односторонней расщелине язык изменяет положение в ротовой полости и прижимает соску к сохранной половине неба.
С появлением первых лепетных сочетаний согласного и гласного (СГ) проявляется изменение тембра голоса. Отсутствие разделения ротовой и носовой полости определяет дополнительную носовую экспирацию воздушной струи во время произнесения согласных звуков. В лепете детей отсутствуют звуки, для которых необходимо смыкание губ, смыкание языка с небом и альвеолами.
Фарингальные атипичные компенсаторные артикуляции образуются при сближении корня языка со стенкой зева. Среди согласных преобладают /м/, /н/, заменяющие ротовые звуки. Структура первых слов деформирована, многими детьми используются только гласные и сонорные носовые звуки, речь «вокализована».
Предполагается, что отклонения в формировании речевых кинестезий (в связи с аномальными артикуляторными укладами), снижение слуха после частых отитов могут привести к нечеткости фонемных оппозиций (Репина, 1988). Дети 6–7 лет упрощают стечения согласных («мастерская» – матекая), опускают начальный согласный («столовая» – толовая), отмечаются инверсии (перестановки) слогов, уподобления слогов («постепенно» – попетенно, «понедельник» – поненельник).
Задержка появления первых слов и фраз при врожденной расщелине неба отмечается значительно чаще, чем у детей без расщелины. Это подтверждают и данные современных зарубежных авторов.
- Создание в детском коллективе психологически комфортной среды
- Психологическая помощь ориентированная на эмоциональные и коммуникативные проблемы
- Формирование оптимальной коммуникативной среды
- Психологическая помощь
- Коррекция произношения шумных звонких согласных
- Постановка голоса
- Выработка слуховых дифференцировок
- Активизация небно глоточного затвора
- Особенности логопедической работы на этапе фразовой речи
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу