Функция контроля в менеджменте
Понятие «контроль» имеет ряд определений: процесс сравнения достигнутых результатов с запланированными; одна из функций деятельности в менеджменте; принцип управления; завершающий процесс процедуры выработки управленческих решений (УР) (рис. 13).
Контроль – это постоянный процесс, обеспечивающий достижение целей организации путем своевременного обнаружения возникающих в ходе производственно-хозяйственной деятельности объектов управления проблем и изменений внешней среды. Контроль как функция управления – центральное звено для планирования деятельности фирмы и управления ею.
Функция контроля преследует следующие цели:
- обеспечение единства решения и исполнения;
- предупреждение возможных ошибок и недоработок (не карательная, а профилактическая функция);
- своевременное выявление отклонений от заданных программ, задач, сроков, параметров и т. д.
Субъекты контроля: контролирующее звено (государственные органы, ведомственные органы, руководители различных уровней управления и т. д.).
Контроль начинается с формулировки миссии организации, определения ее целей и структуры.
Процесс контроля включает в себя четыре стадии:
- Установление норм деятельности (нормирование).
- Сбор данных о фактических результатах, предполагает ведение учетной статистики.
- Сравнение и оценка фактических и ожидаемых итогов.
- Разработка и реализация корректирующих действий.
Требования, предъявляемые к контролю:
- стратегическая направленность контроля;
- ориентация на результаты;
- соответствие контроля виду деятельности;
- своевременность;
- гибкость;
- простота осуществления.
Выделяют различные виды и формы контроля.
По исполнителю:
- самоконтроль;
- контроль, выполняемый менеджером, контрольным мастером, отделом технического контроля (ОТК);
- инспекционный контроль;
- государственный контроль (например, соответствие законодательству);
- ведомственный контроль (например, санитарно-эпидемиологическая служба может закрыть столовую, которая не соответствует нормам);
- общественный контроль (например, жители района выступают против строительства дома на месте детской площадки);
- международный контроль.
По времени осуществления.
Контролируется точность выполнения определенных правил, процедур, инструкций по разработке планов, формированию структуры организации.
Объекты предварительного контроля:
- человеческие ресурсы (анализ квалификационного, возрастного, профессионального состава исполнителей; отбор специалистов по определенным требованиям (документы, характеристики, например, стаж работы, возраст, образование и т. д.);
- материальные ресурсы (выбор поставщиков, потребителей; проверка закупленной продукции на ее соответствие требованиям по качеству; создание запасов);
- финансовые ресурсы (бюджет, источники поступлений и основные направления расходования средств);
- время.
Инструменты: установление стандартов, некоего образа будущего продукта и процесса его создания.
Текущий контроль (в ходе выполнения работы). Основная задача такого контроля – своевременное выявление отклонений факта от плана и обеспечение обратной связи (например, в вузе текущей формой контроля является сессия).
Инструменты:
- наблюдение за ходом работы;
- измерение текущих результатов и сравнение их с запланированными.
Заключительный контроль (итоговый, выходной) осуществляется по окончании срока или по итогам выполнения работы (проверка готового продукта на соответствие стандартам и параметрам), например, в вузе – государственный экзамен.
По итогам заключительного контроля принимаются решения об изменении стратегии и тактики действия. Инструменты: наблюдение; замер (измерение параметров); составление сводного отчета.
По стадии производственного процесса:
- входной;
- операционный;
- транспортировки;
- готовой продукции;
- хранения.
По принимаемым решениям:
- активный (предупреждающий);
- пассивный (по отклонениям).
По степени охвата:
- сплошной;
- выборочный.
По содержанию:
- контроль операции;
- маркетинговый контроль;
- финансовый и бюджетный контроль;
- контроль человеческих ресурсов.
Причины отклонения фактической траектории от плановой включают:
- изменения во внешней среде (например, появление новых приоритетов – производство общественных товаров, учет требований экологии);
- изменения во внутренней среде (изменение технологии, структуры организации и т. д.);
- влияние субъективного фактора: различие людей обусловливает их различную реакцию на определенные события, что затрудняет прогноз результатов.
При осуществлении функции контроля необходимо соблюдать этические нормы контроля:
- Осторожно осуществлять контроль, если менеджер не является непосредственным начальником подчиненного (не рекомендуется осуществлять контроль через голову непосредственного руководителя, только в его присутствии или косвенно).
- Запрещается рыться в столе, прослушивать телефонные переговоры.
- Контроль – это не надзирательство, а профилактика отклонений!
Эффективность контроля может быть определена как отношение эффекта (результата) контроля к затратам на его проведение. Общие затраты включают расходы на измерение, сравнение фактических данных с запланированными и реакцию на выявленные отклонения.
- Применение систем искусственного интеллекта для поддержки принятия управленческих решений
- Глобальные тренды в развитии цифровых финансов
- Управление на основе Big Data в условиях цифровизации экономики
- Теории по отношению человека к труду
- Процессуальные теории мотивации
- Содержательные теории мотивации в менеджменте
- Функция мотивации в менеджменте
- Функция организации в менеджменте
- Функция планирования в менеджменте
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу